Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность со старшими дошкольниками «Живут в России разные народы с давних пор»

Дата публикации: 2019-12-17 12:51:25
Статью разместил(а):
Назаренко Елена Анатольевна

Проектная деятельность со старшими дошкольниками

«Живут в России разные народы с давних пор»

Авторы: Бобнева Наталья Степановна,

Назаренко Елена Анатольевна,

Полякова Ирина Владимировна

МОУ "Д/с № 317", Волгоград

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой

Продукт: Лэпбук - книга «Россия – дружная семья», выставка кукол в национальных костюмах. 

Мотивационный этап: Беседа «Что мы знаем о народах России»

Цель: Формирование представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране,  формировать у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, жилища, культура, традиции).

 Развивающие:

-  развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

-расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

Актуальность:

Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории ,  народному творчеству, укладу жизни,  песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур.

Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам.

Добрые дела – значит и человек добрый, хороший. 

Гипотеза: Наши народы трудами многих поколений создали уникальную, самобытную многонациональную культуру. Какой бы пласт культуры мы не взяли, нетрудно убедиться, что  всякая национальность щедро наделена обычаями, традициями, и это является достоянием каждого народа. Наш долг – бережно сохранить и приумножить наследие и донести его до следующих поколений.

Предполагаемый результат: 

- у детей сформируется представление о России как о многонациональной стране;

- сформируются представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;

-  сформируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

-  сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Определение темы проекта, цели, задачи.

Подбор необходимой  информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями.

II этап - практический.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников, о культуре  и национальных традициях народов  проживающих в России.

 Рекомендации родителям:

Совместно с ребенком сделать куклу в национальном костюме.

Рассмотреть с  детьми “Национальные костюмы” в  журналах, книгах.

III – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации;

Организация и участие родителей в выставке «Кукла в национальном костюме»;

Оформление Лэпбук - книги «Россия – дружная семья».

 

Реализация проекта.

На первом этапе,  в группу были внесены картонные куколки в национальных костюмах. Дети заинтересовались и стали задавать вопросы. Мы записывали вопросы, обсуждали с родителями ход проекта,  выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать.

Вместе с детьми выявили проблему и определили пути её решения:

Что мы знаем

Что хотим узнать

Как мы будем познавать

Мы знаем, что Россия

многонациональная

страна. 

Какие наряды носят

народы России?

- Какие традиции и

праздники у этих

народов?

- Какое, национальное

блюдо готовят?

-Спросить у взрослых

-Познавательная

литература

-Обучающие

Презентации.

 

Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных, творческих способностей и поисковую активность детей, и успешную реализацию проекта.

На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о национальности народов проживающих в России. Познакомились с национальным костюмом,  с культурой,  обычаями традициями, играми. Также воспитанникам читались сказки народов, стихотворения авторов  разной национальности.

На третьем, заключительном этапе – выявились активные участники, воспитанники с родителями, которые смастерили куклы в национальных костюмах, оказали непосильную помощь в создании лэпбук - книги «Россия – дружная семья»

 

Перспективное планирование

НОД

Совместная деятельность в режимные  моменты

Руководство самостоятельной деятельностью детей

Работа с родителями

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Тема 1. «Наша страна Россия»
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. 

1. Беседа тема: «Дружба»

2. Рассматривание русского народного костюма.

3. Знакомство с русскими народными играми.

4. НОД  «Россия –дружная семья»

1. Ручной труд: Народная игрушка – кукла-самоделка.

2. Рисование «Русская матрешка» 

3. Дидактические игры: «Мой любимый край»,  

 «Узнай наш флаг (герб)». 

4.Народная подвижная игра  «Гори, гори ясно»

5.Прослушивание народных песен.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.

Тема 2. «Какие народы живут в России»
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. 

1. Рассматривание иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (куклы), блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации  (предметы) национальных промыслов народов России.
2.Чтение художественной литературы

- Сказки народов России:

- «Матти – весельчак» - карельская сказка

- «Перя-богатырь» - Коми;

-  «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

- «Тюляк, сын  Сари - Маркаса» - башкирская сказка;

-  «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

-  «Как собака друга искала»- народы севера;  

3. Составление рассказов по картинам: 

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы».

1. Рисование на тему «Народное творчество»

2. Аппликация с элементами конструирования (из бумаги): «Жилище народов севера чукчей «Чум».

3. Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи друзей  в гости »

4. Дидактические игры: «Чей костюм?»; «Пазлы народы России».

5. Проведение праздника «Мы дети твои, Россия!»

Викторина с родителями «Из жизни народов Поволжья»

Выставка кукол в национальных костюмах. 

.  .  .