Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия "Глина и песок – это интересно"

Дата публикации: 2019-10-30 10:23:43
Статью разместил(а):
Марусева Алла Петровна

Конспект занятия "Глина и песок  – это интересно"

Автор: Марусева Алла Петровна

МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок", г. Смоленск

 

Цель: экспериментальным путем выявить свойства глины и песка.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»: познакомить детей с глиной и песком как полезным ископаемым. Развивать интерес к природным богатствам родного края. Формировать умение делать простые умозаключения, доказывать свою точку зрения.

ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: сыпучий, твердая, фильтр, водопроницаемость.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: закреплять представления о цвете.
 ОО «Социально-коммуникативное развитие»: формировать привычку слушать не перебивая говорящего.

ОО «Физическое развитие»: активизировать двигательную активность детей.

Материал: песок и глина, белые листы, лупы, трубочка, вставленная в прозрачную бутылку, прозрачные стаканчики, емкость с водой.

Ход занятия

Сегодня у нас интересное занятие. Мы будем работать в детской лаборатории, как ученые. А кто такие ученые?

Люди, которые занимаются наукой. Изучают или исследуют предметы, ставят опыты, эксперименты, делают открытия, работают с приборами.

В нашей детской лаборатории есть приборы, с которыми вы уже знакомы и работали. Сегодня мы будем исследовать, изучать, делать открытия.

А изучать мы будем полезное ископаемое нашего Смоленского края.

А что такое полезные ископаемые? (То, что выкапывают из земли и то, что приносит пользу людям)

А какими полезными ископаемыми богата наша Смоленщина? (перечисляют)

Наша Смоленская земля имеет суглинистые, глинистые земли. Они не очень плодородные для выращивания урожая. Но для использования в строительстве и гончарном деле таких полезных ископаемых как глина и песок, очень пригодна. Давайте выясним какими свойствами обладает глина и песок.

ОПЫТ 1. РАБОТА С ЛУПОЙ.

Внимательно рассмотрите песок и глину.

Как выглядят песчинки?

Какого они цвета?

Они скреплены между собой или нет?

Как выглядит глина?

Какой итог нашего исследования?

ОПЫТ 2. СЫПУЧЕСТЬ.

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он? (он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче делать? (насыпать песок)

Какой вывод сделаем? (ответы детей)

ВЫВОД: песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

ОПЫТ 3. ВОТКНИ ПАЛОЧКУ.

Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочку в нее не воткнуть, трудно)

ПОДВЕДЕМ ИТОГ.

ВЫВОД: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко

Физкультминутка. Мы песчинки, мы песчинки

                               Покружиться мы не прочь.

                               Мы песчинки, мы песчинки

                               Танцевали б день и ночь.

                               Встанем дружно все в кружок

                               Получается песок.

Если мы песчинки, то, как нам надо встать в кружок: держась за руки или нет? Почему? (не соединяются друг с другом.)

А теперь встанем как глина. (возьмемся за руки) Почему? (частички глины соединяются друг с другом)

ОПЫТ 3. БУРЯ В БАНКЕ.

Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему? А с кусочками глины? Почему?

ПОДВЕДЁМ ИТОГ.

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

ОПЫТ 4. ПРОПУСКАЕТ ЛИ ВОДУ?

Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?

Возьмём два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.       

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ.

ВЫВОД. Песок быстрее пропускает воду, чем глина.

Что мы узнали на занятии о песке и глине? О каких свойствах? (ответы детей)

 

.  .  .