Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Круглый стол с родителями "Роль общения в развитии ребенка"

Дата публикации: 2019-05-15 12:57:55
Статью разместил(а):
Казакова Екатерина Алексеевна

Круглый стол «Роль общения в развитии ребенка»

Автор: Казакова Екатерина Алексеевна

 

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения ребёнка с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности детей.

 

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами.

«Он послан мне это дорогой гость. Я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я его охраняю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарна ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем» СЛАЙД

Вы наверно сразу же догадались, кому посвящены эти  слова? (ответы родителей)

Конечно же, самое дорогое, что у нас есть – это наши дети. И на сегодняшней встрече мы обсудим проблему общения с детьми.

Что бы наша встреча прошла на позитивной ноте, мы с вами должны принять правила: СЛАЙД

- У нас нет сторонних наблюдателей, мы все активные участники.

- Доверьтесь и поверьте нам, как друзьям.

- Мы все – воспитанные люди, умеем хранить секреты, которые нам доверяют.  

- Каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным.

 

Предлагаю провести небольшой тест. СЛАЙД

«Что я знаю о своем ребенке?»

Родителям раздаются бланки с вопросами:

1.  Знает ли Ваш ребенок имя и отчество родителей?

2.  Любимая игра Вашего ребенка?

3.  Любимая сказка Вашего ребенка?

4.  Любимое блюдо Вашего ребенка?

5.  Чем любит заниматься с мамой?

6.  Чем больше всего любит заниматься в детском саду?

7.  Кем он хочет стать, когда вырастет?

8.  Друг (подруга)

Родителям раздаются бланки с ответами детей (сверяют, обсуждают, делают выводы).

У кого совпали ответы на сто процентов?

Поздравляю, вы отлично знаете своего ребенка.

Мы вам можем сейчас сказать, что вы должны знать о своем ребенке все!

А поскольку это практически невозможно (СЛАЙД) нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, его интересы и предпочтения. Кого и за что любит, с кем дружит. Отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Как вы считаете, что такое общение?

Насколько важно общение для ребёнка? (ответы родителей) 

Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми. 

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви нарушает формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. 

Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем он будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…

Представляю Вашему вниманию социальный видеоролик «Не до тебя». СЛАЙД 

(Обсуждение)

Могу уверенно заявить что такая картина сейчас сплошь и рядом. Я сама лично не один раз ее наблюдала. Вот мама вроде и вышла на игровую площадку с ребенком. Ребенок играет, общается со сверстниками. Мама в это время где? На лавочке в «телефоне». Ребенок подбегает, что то говорит, или показывает. Мама просто на просто отталкивает от себя ребенка,: «Иди, играй, сейчас уже домой скоро пойдем!». Уверена, что придя домой будет та же самая история. Многие дети в семьях предоставлены сами себе. Они обделены общением взрослых.   

Давайте рассмотрим несколько стилей общения с детьми. СЛАЙД

Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный (попустительский)

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющеюся от нормы.

Авторитетный стиль («демократический», «сотрудничество»)

Для авторитетного  стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Их  дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

Упражнение «Слушание в разных позах».

Давайте проведем небольшой эксперимент.

Мне нужны 2 помощника.

Один из вас – родитель, второй – ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о том, как прошёл день в детском саду, а ребёнок сообщает о неприятности, случившейся с ним (подрался, обидели или сам обидел и т.д.). Но разговаривать вы будете в разных положениях.

1. Мама сидит, ребёнок стоит.

2. Ребёнок сидит, мама стоит.

3. Оба сидят.

- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда, по-вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?

- А ребенку, какая позиция при разговоре наиболее комфортна?

- Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.

Вот поэтому мы в группе практически постоянно сидим на маленьких стульчиках. Что бы быть на уровне глаз ребенка. Не давить на него, своим авторитетом. СЛАЙД

С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомит памятка. (Раздать родителям памятки)

В заключении хочу предложить к просмотру еще один видеоролик «Спасибо мама».

(Обсуждение)

Что мы можем сказать о взаимоотношениях мамы и сына? (ответы)

Безразличие родителей к детям. Невнимательное воспитание в детстве является одной из причин проблем нашего общества. Родители безразлично относятся к своим детям не только в благополучных семьях, но и во многих весьма обеспеченных и имеющих высокий статус семьях . Родители не занимаются детьми, не общаются с ними, не уделяют им должного внимания.. И в итоге, дети, выросший в среде безразличия, начинают невольно копировать поведение своих родителей. Помните, что дети - это отражение нас самих. Проводите больше времени со своими детьми.  Играйте с ними, общайтесь, любите их!

Благодарю за внимание и работу!

Слово второму педагогу.

Совместная творческая деятельность родителей с детьми

Уважаемые мамы, скажите, часто ли вы находите время для того, чтобы провести с ребенком время, занимаясь совместным творчеством? 

Совместная деятельность детей с Вами способствует установлению доверительных отношений между Вами и сказывается положительно на ребенке. Это помогает Вам лучше понять и узнать,  своего ребенка и приучает его к сотрудничеству. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость, вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.  

Кроме того, в процессе совместного творчества у ребенка развиваются моторные навыки.

Мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребёнка больше работать руками. Раньше и взрослым и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить ковры и т. д. Сейчас для всей этой работы у нас есть бытовая техника, которая облегчает наш труд. Многие из взрослых не могут найти время для того, чтобы дождаться, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям мы покупаем вместо ботинок со шнурками - ботинки на липучках, вместо рубашки - футболку, а вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. На занятиях они не успевают за ребятами в группе детского сада.

Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, развитие мелкой моторики ребёнка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.

Родители часто жалуются на нехватку времени для занятий с ребенком, на большое количество домашних хлопот. Но подумайте, для занятий с малышом надо совсем мало времени 20-30 минут. Это так мало по сравнению с тем, что вы получите потом, спокойного уравновешенного, гармонично развивающегося ребенка; взаимопонимание в семье, чувство общности и нужности друг другу.

И сегодня мы поможем вам найти это время и провести приятные, полезные минуты общения и совместного творчества с вашим малышом.

Сегодня я вам предлагаю изготовить с ребенком игрушки в технике оригами. Вообще оригами - очень развивающее занятие. Кроме мелкой моторики развиваются мышление, конструктивные навыки.

Одна из игрушек, которую мы сегодня сделаем – это игрушка-забава. Такие игрушки, изготовленные своими руками, увлекают детей, они могут долгое время играть с ними, и другая игрушка: игрушка-говорушка. Такие игрушки способствуют речевому развитию ребенка. Эти игрушки еще можно назвать психотерапевтическими, так, как способствуют самовыражению детей, имеющих проблемы с общением, замкнутых детей, которые не любят или боятся высказывать свои мысли и чувства. Проблемы в общении выливаются впоследствии в проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, с родителями. Поэтому поощряйте желание вашего ребенка разговаривать с вами, рассказывать вам о своих делах, чувствах. Общайтесь с ним.

 

.  .  .