Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа В. Катаева "Грибы"

Дата публикации: 2019-05-07 10:24:17
Статью разместил(а):
Насибуллина Айгуль Афхатовна

Конспект занятия по речевому развитию детей 6-7 лет

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Автор: Питомцева Марина Евгеньевна

МАДОУ "Детский сад № 53", г. Уфа, Республика Башкортостан

 

Программное содержание:

·     Продолжать учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.

·     Обогащать словарь детей дошкольного возраста названиями деревьев, грибов, животных.

·     Формировать навыки разбора словесного состава предложения.

·     Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе получения новых слов аффиксальным способом.

·     Совершенствовать навыки пересказа по ролям в соответствии с содержанием художественного произведения.

·     Развивать мышление, память, воображение и интонационную выразительность речи.

·     Воспитывать усидчивость, интерес к выполняемому виду деятельности.

Предварительная работа: Отгадывание загадок о грибах, рассматривание картинок и чтение произведений о лесе, диких животных, растениях, заучивание стихотворений на тему занятия.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, развивающая интерактивная игра «Деревья – листья», слайды с изображениями грибов, схем предложений, игрушка Лесовичок, берестяной кузовок, мяч (на физкультминутку).

Для инсценировки рассказа: фартук, платки, кепка.

 

Ход занятия

Читает ребенок: 

На берёзках и на клёнах

Был когда-то лист зелёный,

А сегодня – золотится,

Тихо под ноги ложится.

Кто его сорвал и бросил?

Угадал! Конечно – (Осень).

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучиться, кто это к нам пришел! Старичок-Лесовичок!

- Здравствуй, Старичок-Лесовичок, откуда ты к нам пришел?

Лесовичок: Отгадайте мою загадку и узнаете, откуда я пришел.

«Город этот не простой,

он дремучий и густой

Он со всех сторон открыт,

он резною крышей крыт.

Заходи в чудесный дом -

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Дети отгадывают.

Лесовичок: Правильно. Я к вам пришел из лесу, чтоб узнать сколько вы о нем знаете, а за свои знания вы получите кузовок с гостинцем.

Воспитатель: Лесовичок садись и посмотри, сколько наши дети знают.

1 задание «Угадай листочек»: дети должны соотнести лист с деревом (клен - кленовый, дуб - дубовый, береза-березовый, осина-осиновый, рябина - рябиновый ).

Воспитатель: А еще наши дети знают грибы. Сейчас они загадают загадки про грибы, а другие дети отгадают и покажут отгадки.

2 задание:

Разместился под сосной 

Этот гриб, как царь лесной. 

Рад найти его грибник. 

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки. 

Все в веснушках, как мальчишки. 

Эти дружные ребята 

Называются... (опята) 

 

Этот миленький грибок 

Выбрал тихий уголок. 

Ножичком его ты срежь-ка, 

Ведь съедобна... (сыроежка) 

 

Если их найдут в лесу, 

Сразу вспомнят про лису. 

Рыжеватые сестрички 

Называются... (лисички) 

 

В шляпке беленькой на ножке 

Рос грибочек у дорожки. 

А теперь в корзинке пусть 

Полежит съедобный... (груздь) 

 

Точки белые на красном — 

Ядовитый гриб, опасный. 

Ни к чему тут разговор — 

Не срывайте... (мухомор) 

 

На грибы она сердита 

И от злости ядовита. 

Вот лесная хулиганка! 

Это — бледная... (поганка)

 

Физкультминутка: (проводит Лесовичок)

Какие молодцы и про деревья вы знаете и про грибы, а вот про животных интересно вы знаете ... Давайте поиграем.

Лесовичок проводит игру с мячом «Назови детеныша» - бросает мяч ребенку называя животного, ребенок ловит мяч и называет его детеныша.

 

Воспитатель читает рассказ В. Катаева «Грибы».

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Это действительно рассказ, а может сказка? –

Дети: Нет, это рассказ, в нем нет чудес и всё правда.

Воспитатель работает по тексту произведения, задавая вопросы по его содержанию.

- Кто автор? Как называется рассказ? Послушайте его ещё раз, а потом будем пересказывать.

- Кто пошел собирать грибы? Как хвалился Павлик, и что сказала ему мама?

- Что говорила Женя, что она собрала, какие грибы? Что сказала мама Жени?

- Почему Инночка помалкивала? - она была скромная, не любила хвалиться.

- Какие грибы она собрала? - 10 превосходных, крепких, пузатых грибов.

Воспитатель: Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре. Автором буду я. Мама - Ксюша, Женя - Алина, Павлик - Филипп, Инночка - Маша.

Дети пересказывают текст в лицах (используются атрибуты: мама-фартук, Женя, Инночка - платочки, Павлик- кепка).

Воспитатель подсказывает детям слова текста, если они что-то забыли.

Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать один?

Всем рассказам воспитатель и дети дают оценку.

3 задание:

Воспитатель: А теперь составим предложения из 2-х слов, 3-х слов, 4-х слов и запишем их в виде схем на доске.

Схемы располагают одну под другой. Дети делают вывод.

Воспитатель: Ну что Лесовичок, увидел, как много знают наши дети о лесе, заслужили ли они твои гостинцы.

Лесовичок: Молодцы дети, как мне было интересно вас слушать. А вот вам моё угощенье (дает кузовок с угощеньем). Пора мне возвращаться домой, в родной лес (прощается и уходит).

 

Рассказ В. Катаева «Грибы» 

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.   

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает. 
— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик. 
— Нет, я лучше, — сказала Женя. 
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать. 
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются. 
  — Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!   

Посмотрела мама и улыбнулась: 
— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик. 
— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!  

Посмотрела мама и засмеялась: 

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка. 
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает. 
— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете. 
А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

 

.  .  .