Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду

Дата публикации: 2019-04-01 11:42:42
Статью разместил(а):
Егорова Наталья Северьяновна

Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду

Автор: Егорова Наталья Северьяновна

 

Детский сад № 56 «Пушинка» санаторного типа для детей с повышенным риском заболеваемости туберкулезом, детей, перенесших это заболевание или имеющих непосредственный контакт с больными. За годы работы построена система оздоровления детей, которая включает в себя профилактические мероприятия: проветривание, воздушный режим в детском саду, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, воздушные ванны, босохождение, контрастное обливание, «Дорожка здоровья», дыхательная гимнастика после сна, точечный массаж, полоскание носоглотки, физиолечение, ЛФК, лечебная дыхательная гимнастика и тд. Коррекционно-логопедическая работа на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ, поэтому возникла необходимость во взаимодействии воспитателя и логопеда в коррекционной работе. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.

Цель: Профилактика речевых нарушений и повышение эффективности коррекционно-логопедической и здоровьесберегающей работы в детском саду.

Задача: Изучить новые действенные  и обменяться имеющими формами взаимодействия в условиях круглосуточного пребывания детей.

В рамках реализации комплексного подхода в профилактике речевого нарушения у детей санаторных групп круглосуточного пребывания используются разнообразные системы работы:

- Перед или после дыхательной гимнастики  детям предлагаются на выбор самодельные пособия для развития воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых  и значимых условий постановки звуков. 

- Перед чисткой зубов, предлагается детям легкий массаж губ и языка зубной щеткой. Легкое постукивание щеткой по губам и щекам. Язык поглаживаем тыльной стороной щетки. Если язычок нужно расслабить, то –движения должны быть от центра к краям, а если язычок вялый и тонус снижен - направление движений от периферии к центру. При массаже губ и языка существуют противопоказания, это любые ранки, инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

- Самомассаж перед точечным массажем прекрасно расслабляет и снимает физическое, эмоциональное напряжение. Самомассаж сопровождается текстом из книги О. И. Крупенчук:

«Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро …».

- Утренняя артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядки, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица и гибкость частей речевого аппарата. Используется хорошая знакомая детям книжка  Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».

- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук улучшают двигательную активность, координацию и точность движений рук, содействуют нормализации речевой функции. Их выполняют на занятиях или после дневного сна. Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. Используются упражнения Т.А. Ткаченко: «Замок», «Ворота», «Цветок», «Собака» (1 вариант), «Зайчик», «Кошка» и др. Из книги В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь»: «Домик», «Очки», «Лодка», «Стул», «Стол», «Собака» (2 вариант), «Мышка», «Лошадка», «Петушок», «Курочка», «Птичка» и др.

 - При босохождении на  «Дорожках здоровья» детям предлагается протяжно произносить гласные, согласные звуки и слоги. При использовании упражнения на координацию речи с движением развивается физиологическое и речевое дыхание, активизация речевых процессов, формирование слухового внимания, воспитание чувства ритма и темпа, становление координации общих движений и тонких пальцев рук.

Например: звук «Л» – «Самолет летит» дети руки разводят в стороны на уровне плеч.

Звук «Ш» - «Змея шипит», руки соединены в ладонях перед собой, как голова змеи.

Звуки «З» и «Ж» - «Летит комарик» или «Летит жук», дети сгибают руки в локтях и машут только кистями рук и тд

Все виды заданий проводятся в игровой форме и должны вызывать только положительные эмоции у детей, приносить радость и удовольствие. Все задания выполняются в режимном порядке по всем правилам гигиены и под наблюдением воспитателя и логопеда.

Таким образом, внедрение логопедических технологий в профилактические мероприятия детского сада  позволяют улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

 

Литература:

1. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.- СПб.:  Литера, 2014.

2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – (Библиотека логопеда).

3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2014.

 

.  .  .