Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста ДОУ

Дата публикации: 2017-10-02 16:52:03
Статью разместил(а):
Потылицына Татьяна Александровна

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста ДОУ: от теории к практике

Автор: Потылицина Татьяна Александровна

 Потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного детства. Так как в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования  учитывает индивидуальные потребности  ребенка, связанные  с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «психологическое здоровье», введен в научный лексикон И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. 

 Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. 

 Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно  можно разделить  на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

1.      Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

2.      Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой  психологической поддержке со стороны взрослых.

3.      Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить.  Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различные отклонения в психологическом здоровье детей являются  предметом исследования многих отечественных и зарубежных психологов, такие как А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьев, А. Л. Венгер, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.  Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3.Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.)

 

   2. Система работы по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:

1.      Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.

2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.          Система работы по формированию психологического здоровья  состоит  из следующих этапов:

3.С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями  рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

 

 Созданная система здоровьесбережения в нашем детском саду -  это не только здоровьесберегающая среда, комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья ребенка-дошкольника, но и широкая педагогическая работа по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни и культуре здоровья, формированию их здоровьесберегающей компетентности, опыта здоровьесозидания и привычки к здоровому образу жизни. До недавнего времени забота о сохранении и укреплении физического, психического, духовно - нравственного здоровья ребенка-дошкольника была прерогативой взрослых — родителей, педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, сегодня сам ребенок активно включается в этот процесс как субъект здоровьесберегающей деятельности.  Творческой группой педагогов  был разработан  и внедряется в практику инновационный проект  «Здоровый  ребенок» - целью, которого является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка – дошкольника. Педагоги и специалисты активно в работе с детьми применяют здоровьесберегающие технологии, которые направлены на  формирования основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, базирующиеся на активности самого ребенка.

Юрий Филиппович Змановский: «Здоровый дошкольник». Технология направлена на разгрузку эмоциональной сферы.

- игры с водой;                                                                                                                                 

- игры с песком;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия.

«В стране Здоровья» - направлена на развитие опорно-двигательного аппарата.

- корректирующие гимнастики;

- гимнастики для глаз;

- ортопедические минутки;

- гимнастика пробуждения.

 «Логопедическая ритмика» А. Я. Мухиной предполагает пропевание звуков в сочетании с движениями, воздействует на морально-психологическую и сенсомоторную сферу ребенка.

- пружинные и шариковые массажеры для развития мелкой моторики и

и пальцевого праксиса.

 

Решить  проблему психологического здоровья  невозможно без  взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в целях повышения ее роли в оздоровлении и формировании у детей привычки к здоровому образу жизни. Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Специалисты  нашего детского сада, анализируя проблемы психического здоровья детей, выделили  эмоционально-личностные, поведенческие проблемы и проблемы общения детей в возрасте 5-6 лет.  Так как именно они, по нашему предположению, являются следствием родительского программирования.  Педагоги   обращают  внимание на   факторы риска психологического здоровья детей: средовые факторы (это окружающая среда ребенка),  неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей), а также   неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого,  или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка. Это в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности, и  обусловит  развитие субъективных  личностных особенностей. К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка.

        Педагог детского сада должен  учитывать  индивидуальные особенности ребенка при подготовке и проведении работы в группе  и создавать  благоприятные условия,  психологический  комфорт в детском коллективе, закладывать  фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

 Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, совместно с педагогом-психологом оказывать психологическую поддержку.

            В задачи психологической поддержки входят:         

1.      Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.

2.      Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).

3.      Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых    ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).     

 Эти задачи  педагоги и специалисты   реализуют  на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей.  К сожалению, часть родителей не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно  относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это уме­ние будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрос­лые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проиг­рывать различные роли по статусу и содержанию [4, с. 14].

Считаю, что   педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка можно рекомендовать следующее :

1.      Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

2.      Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

3.      Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

4.      Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

5.      В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

6.      Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

7.      Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

8.      Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

9.      При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

      10.Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

 Итак,  психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.  Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.  Личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений в решении данной проблемы.

 

Список использованной литературы:

1.Выготский,  Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.

2.Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.

3.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

4.Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

5.Презентация на тему: " Термин «психологическое здоровье», введен в научный лексикон И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием." — Транскрипт:

.  .  .