Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактика в дошкольном учреждении

Дата публикации: 2019-03-07 15:49:10
Статью разместил(а):
Тибукова Валентина Петровна

Дидактика в дошкольном учреждении

Автор: Тибукова Зинаида Михайловна

                      

Дидактика (от греч.«didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий) - часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Одни педагоги под дидактикой понимают теорию обучения и образования.

Другие — искусство обучения. Наверное, и те и другие, по-своему правы.

Иначе не было бы многолетних споров о том, зависит ли результат обучения исключительно от таланта педагога, или существуют объективные научные закономерности, позволяющие предвидеть и обеспечивать необходимый результат обучения.

Я.А. Коменский не случайно назвал дидактику Великой, поскольку она позволяет «учить всех всему».

Каждый человек учится сам и обучает других. Такова его природа и сущность. Даже маленький ребенок уже не только учится, но и пытается учить других: объясняет своему сверстнику правила игры или предлагает взрослым ситуации, которые обучают их управлять его воспитанием.

Народная педагогика. Усвоение детьми устной народной культуры и миропонимания, сведений об истории, географии реализовывалось в семье через традиции народной педагогики. Основную «учительную» роль в этом играли старейшие члены семьи и рода.

Педагогический опыт закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в устном народном творчестве, например, в пословицах: «Умел дитя родить, умей и научить», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Не учись до старости, а учись до смерти», «Век жить — век учиться».

Эффективным учебным средством был и остается детский фольклор: колыбельные песни («О буке»), сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»), скороговорки («У быка губа тупа»), небылицы («Ехала деревня мимо мужика»). Такой фольклор отражает потребность ребенка в смехе и веселье, склонность к игре, интерес к животным, учитывает особенности детского мышления (преобладание существительных и глаголов).

Обучающая роль фольклора реализуется через его многочисленные жанры — байки, пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, песенки-перевертыши, поддевки, дразнилки, загадки, заклички, считалки, хороводы, календарный фольклор, исторический эпос. Фольклорное образование богато по содержанию и подходит для разных жизненных ситуаций и возрастных периодов ребенка.

Древние народные методы обучения рассчитаны на передачу знаний в устной форме, специально приспособленной для лучшего запоминания (загадки, обрядовые песни), а также через активную деятельность ребенка (считалки, игры, потешки, обряды).

Восходящая к язычеству система устной передачи традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке, хотя и подавлялась церковью, продолжала существовать в народной педагогике. Иногда языческие и христианские представления и обряды тесно переплетались (например, колядки и святки). Возник феномен двоеверия, продолжающийся до сих пор.  

Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих воспитателю  в повседневной педагогической работе.

1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам—в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую — нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение — неприятие в ребенке того, что угрожает, здоровью людей и его собственному здоровью.

2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.

Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.

3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью — рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.

4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ, ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг.

Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей.

Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя — педагогическая. Умей сам создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ребенок, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.

7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ.

Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ребенка. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.

В детских садах и других дошкольно-педагогических учреждениях дидактика решает такие задачи, как подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в школе, а также обеспечение разностороннего развития личности ребенка. В современных дошкольно-педагогических учреждениях дидактика тесно связана с психологическими особенностями форм и методов дошкольного образования. Учет психологических возможностей усвоения знаний различными возрастными группами дошкольников обеспечивает наиболее приемлемые способы реализации дошкольной программы.

Критерии отбора знаний, умений и навыков дошкольной дидактики:

- принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой;

- принцип научности;

- принцип системности знаний;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений;

- принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков;

- принцип доступности.

Программа дошкольного обучения включает две категории знаний, умений. Первая предусматривает знания и умения, освоение которых соответствует сложившемуся наличному уровню познавательных процессов и продуктивной деятельности детей. Такие знания, как правило, осваиваются детьми в ситуации общения, игры, совместной деятельности со взрослыми или сверстниками и не требуют организованного обучения.

Вторая категория включает знания, умения, подлежащие усвоению всеми детьми на занятиях.

Умения делятся на два вида:

   1) специальные;

   2) общие.

Первые формируются лишь при обучении по одному какому - то разделу, виду деятельности (изобразительной, музыкальной, спортивной и т. д.) , вторые - в процессе всего обучения. Ко второй группе можно отнести умения - познавательные, умственной деятельности, речевые и учебной деятельности

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

 - игры-забавы, инсценировки.

Приемы: а) Внесение игрушек, б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками), в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит"), г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.), д) Внезапность появления, исчезновение игрушки, е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом), ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает), з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3) Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

- А) Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

- Б) Просьба произнести, сказать слово (это платье).

- В) Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

 - Г) Подсказывание нужного слова.

- Д) Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

-Е) Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

- Ж) Вопросы.

-З) Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

- И) Повторение слова за воспитателем.

-К) Пояснение.

- Л) Напоминание.

- М) Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи).

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6) Диафильмы.

Приемы:

- Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

- Показ с называнием (это кролик).

- Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

- Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

- Многократное повторение слова.

- Активное действие детей.

- Приближение объекта к детям.

- Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

- Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

- Художественное слово.

- Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

- Выполнение игровых действий.

Социально-нравственное воспитание – целенаправленная  деятельность воспитателя по формированию  нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения. В дошкольном возрастете под руководством воспитателя ребенок приобретает опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества.

.  .  .