Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование представлений о традициях и обычаях русского народа в ДОУ

Дата публикации: 2019-02-09 22:00:04
Статью разместил(а):
Орлова Анастасия Юрьевна

Формирование представлений о традициях и обычаях русского народа как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Орлова Анастасия Юрьевна

 

Проблема социально-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной.

Перед современной системой образования стоит цель приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранению её в наших детях.

Нашими задачами на сегодня являются:                                                             

1.     Помочь ребёнку вспомнить свою национальную и родовую память.

2.     Сформировать ценностное отношение к жизни.

3.     Сформировать уважительное отношение к своим древним корням..

4.     Воспитать чувство долга, справедливости, ответственности и других качеств.

5.     Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

В связи с этим ключевой ролью  детского сада является  создание оптимальных условий для всестороннего развития социально-нравственного потенциала дошкольников через  гармоничное  построение  целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях русского народа.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности нашего дошкольного учреждения  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре  занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками мы даём  детям представление о культуре народа, знакомим с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же формируем у детей чувство толерантности, уважение к другим народам, их традициям.

Погружаем детей в традиционную фольклорную среду, как один из факторов воспитания. Все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Для реализации наших задач мы используем методы:

1. Наглядно-действенный: 

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

-  экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный: 

- чтение и обыгрывание произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией.

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор  житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  

3. Практический: 

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение  экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что при создании необходимой среды, при совместной деятельности дошкольного учреждения и родителей у детей формируются представления о традициях и обычаях русского народа.

Происходит воспитание социально-нравственных навыков и привычек. Это находит отражение, прежде всего, на культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

.  .  .