Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Дата публикации: 2019-01-31 15:55:27
Статью разместил(а):
Буксартова Гульсун Жаксибаевна

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Воздух-Невидимка»

Автор: Буксартова Гульсун Жаксибаевна

МДОУ «Детский сад № 50», г. Магнитогорск, Челябинская область

 

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. 

2. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать  выводы; развивать познавательный интерес. 

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху. 

Предварительная работа: Беседа «Земля – наш общий дом». Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактические игры «Дышит – не дышит», «Выбери игрушку». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким. 

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, зубочистки, кружки с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей), бумажные кораблики, карточки – символы, мыльные пузыри, фартуки, нарукавники(по количеству детей) апельсин, чеснок, картина о загрязнении воздуха.

Ход

 (В зал под нежный вальс природы входят дети и встают полукругом)

 Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь здороваемся с природой.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро. Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Садитесь на стульчики.

Сегодня, когда я шла в детский сад заметила, калитка то открывается, то закрывается.

- Кто открывал  и закрывал нашу калитку? (ветер)

- Что такое ветер? (это движение воздуха)

- Что такое воздух? (то чем мы с вами дышим)

Игра «Дышит, не дышит».

Воспитатель: 

Я  называю предметы, если оно дышит, хлопаем в ладоши, а если нет, сидим спокойно.

Окно, дерево, насекомые, стол, животные, рыбы, камень, дети.

- Есть ли внутри д. сада  воздух?

Вот сейчас мы это с вами проверим. Мы превратимся с вами в маленьких учёных и отправимся в лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их.)

Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения. Проходите, пожалуйста, надевайте фартуки и нарукавники.

Правила при проведении опытов: 

МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать научные приборы.

НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, пробовать незнакомые вещества.

Закрываем глаза и повторяем.

Раз, два, три. Вокруг себя ты обернись

Вперёд немного ты пройдись

И в лаборатории окажись

- Вот мы и в лаборатории. Сели за столы.

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: 

Ребята  мы сейчас воздух с вами видим? Почему мы его не видим? (он невидимый)

Как можно проверить, есть ли воздух в детском саду? (предположения).

А я предлагаю поймать воздух с помощью целлофанового мешочка.

Встали, задвинули стульчики и собираем воздух. Закручиваем мешочек.

- Что произошло с мешочком? (он надулся, похож на подушку).

- Что в них находится? (воздух). Какой он? (невидимый)

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось,  над  чем надо  поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Какой воздух по цвету? (прозрачный)

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот так  («Зачёркнутый глаз», «зачеркнутое цветное пятно»).

(На доску выставляются карточки - символы).

- Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? ( ветерок) Как образуется ветер?

( Ветер – это движение воздуха.)

Опыт № 2 «Воздух может двигаться».

Воспитатель: 

Хотите создать настоящий ветер. (ёмкость с водой)

Представьте, что это море - запускаем кораблики и дуем на них.

Воспитатель:  «Ветер по морю гуляет и кораблик подгонят

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах»

- Обозначим  с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»)

Воспитатель: 

- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

 Опыт №3 «Воздух в человеке»

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).

 (Дети садятся за столы, на столах кружки с  водой и трубочки).

- Опустите трубочку в кружку с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух).

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха через нос, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).

- Какие ещё можно пускать пузыри? (мыльные)

Подходим к столику,  надуваем пузыри.

- Что внутри пузырей? (воздух)

 Физкультминутка

Воспитатель: 

- А теперь немного отдохнём.

Мы сидели, мы устали

Воздух дружно изучали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

- Поиграем с ветерком.

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Закачалось деревцо (качаемся)

Ветерок все тише, тише (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).

Садимся за столы.

Опыт № 4 «Имеет ли воздух запах».

Воспитатель: 

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Воздух – не имеет запаха.

А сейчас закрыли глазки и не подглядываем.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (Апельсин, лук)

- Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?

Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами и т.д).

- Запишем результаты опыта с помощью карточки  («зачёркнутый нос»).

- На сегодня наши исследования закончены, посмотрите на  доску и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

- Что нам расскажут о воздухе девочки? (рассказывают стихи)

1. Через нос проходит в грудь                   

И обратный держит путь

Он невидимый, но всё же.                                                  

Без него мы жить не можем.

2. Он  нам  нужен, чтоб дышать                  

Чтобы  шарик надувать

С  нами рядом каждый час

Но  невидим он для нас.

Итог.

Воспитатель: 

Вокруг себя мы обернёмся

Чуть-чуть вперёд пройдёмся

И в детский сад вернёмся.

- Ребята, в группе я нашла вот эту картину.

- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

- Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить,  посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Так как воздух нужен не только людям, но и животным, растениям, рыбам.

.  .  .