Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей

Дата публикации: 2019-01-28 12:50:48
Статью разместил(а):
Барыбина Алена

Использование кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Барыбина Алёна

 

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать  особое внимание  на   использование дидактических и  развивающих игр в своей педагогической практике.

Есть много методик, по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Я решила остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия.

Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её  в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Одним  из занимательных методов обучения  является игровое пособие. 

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Принцип изготовления игры-пособия заключается в следующем.

Необходимо изготовить универсальную  основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от подбора картинок и целей.

Вырезать из картона или бумаги круги, разбить на 4,6 и 8 секторов.

Заламинировать (или обклеить клейкой бумагой) в каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек.

Затем прокалываем в середине кругов отверстие и соединяем при помощи, в моем случае пластмассовые кнопки для одежды.

В каждый сектор помещаем картинку по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.

Детям очень нравится это пособие.

Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач, пройденного с детьми материала.

 

Игры с кругами Луллия.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

 Развитие элементарных математических представлений

(для детей старшего дошкольного возраста) 

Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

- закрепить состав числа из двух меньших чисел;

- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

- учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Найди фигуры 

Цель: развитие у детей геометрической зоркости, закрепление умений определять из каких фигур состоит предмет.

Ход игры: 

На одном круге, изображения состоящие их геометрических фигур, на другом, отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на другом круге. 

Сочиняем задачи

Цель: закрепление умений составлять и решать арифметические задачи.

Ход игры:

На одном круге картинки и цифры со знаком (+1 шарики), на другом просто цифра (6) Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках.

Например, У Ани было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Ани?

Подбери цифру 

Цель: закрепление умений соотносить цифру и количество предметов. 

Ход игры:

На одном круге цифры, на другом – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаем детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на другом круге, количество предметов на котором соответствует этой цифре.

На что похоже

Цель: формирование умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. 

Ход игры:  

На одном круге предметные картинки, на другом - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме. 

Кто соседи

Цель: формирование умений называть последующее и предыдущее число. 

Ход игры:

Можно использовать пирамидку состоящую из 3 кругов. На всех кругах цифры. 

Состав числа 

Цель: закрепление состава числа из двух меньших чисел.

Ход игры:

На одном круге цифры, на другом суммы. Стрелкой выбрать число и найти его состав на другом круге.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным универсальным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности.  В результате использования дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать.

Желаю всем творческих успехов! 

.  .  .