Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
(семинар-практикум для педагогов)
Автор: Горячева Ирина Владимировна
Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Задачи:
- Повышать уровень теоретических знаний педагогов;
- Расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности;
- Углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;
- Знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой;
- Вооружать практическими навыками проведения работы по данному направлению;
- Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.
Проблема создания в России прогрессивной системы непрерывного образования предполагает не только усвоение современных знаний и технологий . но и развитие мыслящей и деятельной личности.
Одним из наиболее действенных и актуальных средств решения поставленной задачи в современных условиях остается детская художественная литература, призванная развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.
Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведением искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.
Художественна литература позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт , дает возможность познать и пережить широкий спектр человеческих отношений.
Задание педагогам:
1. Какие личностные качества можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.
2. Методика «Фруктовый сад»
Цель: выявить потребности ожидания и опасения педагогов.
Оборудование : макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч.
Педагоги получают яблоки и лимоны, должны определить , что они ожидают (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются.
«Ожидания» - знания, умения, компетенции, личностные качества, формы и методы обучении.
«Опасения» - недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы обучения.
Свои ожидания участники записывают на яблоках, опасения – на лимонах. Фрукты размещаются на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а так же свои цели, ожидания и опасения.
Теоретико – практическая часть
Работа с карточками «Эрудит».
Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное качество. Они должны объяснить, в чем это качество выражается, и назвать художественные произведения, в которых оно описывается.
(вежливость, уважительность, честность, совестливость, сострадательность, скромность, дружелюбие)
Качество личности |
Выражение качества |
Художественное произведение |
Вежливость |
Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо»,«пожалуйста», «извините». |
Э. Мошковская «Волшебное слово», «Вежливый кролик» |
Уважительность |
Умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в другой разговор и не перебивать. |
Е. Михаленко «В дороге» |
Честность |
Умение говорить правду в любой ситуации. |
Л. Толстой «Косточка» |
Совестливость |
Способность испытывать чувство стыда за свои поступки. |
Л. Толстой «Два товарища» |
Сострадательность |
Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. |
В.Катаев «Цветик – семицветик» |
Скромность |
Умение видеть заслуги других людей; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным. |
Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка» |
Дружелюбие |
Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку. |
Сказки «Теремок», «Рукавичка» |
Блицопрос «Актуализация знаний»
Педагоги делятся на команды. Ведущий предлагает командам выбрать карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.
Вопросы:
- Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?
- В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?
- Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?
- Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?
- От чего зависит структура занятия по художественной литературе?
- Какие литературные жанры вы знаете?
Работу с перфокартами.
Воспитатели определяют, какой возрастной группе соответствуют предложенные задачи.
Терминологический диктант «Назови одним словом».
Воспитателям предлагаются определения, они должны найти карточку с ключевым словом:
o Образное , краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление ( поговорка );
o Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью ( басня );
o Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички );
o Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
o Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
- Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);
- Самый распространенный вид фольклора, предназначенный для расчета играющих (считалка);
- Веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорка);
- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).
Интерактивная игра «Найди пару».
Педагоги делятся на две команды. Одна команда получает карточки с высказываниями, другая – определение с видом творчества. Необходимо «найти пару».
- Не краса красит, а разум. (Пословица)
- На дворе трава – на траве дрова. (Скороговорка)
- Солнышко, покажись, красное снарядись!
Чтобы год от года, давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка. (Закличка)
- Ехала деревня мимо мужика, вдруг из – подворотни лают ворота. (Небылица)
- Катя, Катя, Катюха оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал. (Потешка )
- В некотором царстве, в некотором государстве… (Сказка)
Ехала машина темным лесом за каким- то интересом.
Инте-инте-интерес, выходи на букву С. (Считалка)
- Расскажу - ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские … ( Былина)
- Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня (Загадка).
- Жили были дед да баба… ( Сказка)
Творческая гостиная.
Педагоги делятся на команды. Участники, прослушав отрывки из цикла П.И. Чайковского «Времена года», должны определить, какому времени года посвящено произведение, и вспомнить стихотворение о нем. Команда, участники которой назовут больше стихотворений, побеждает.
Методическая эстафета «Замок».
Командам предлагается графическая модель трех замков из кирпичей, символизирующих основные методы работы с художественной литературой (наглядный, словесный, практический).
Педагоги должны вписать прием, относящийся к предложенному методу.
«Литературный театр». Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений). Педагоги должны показать :
- как волочить «тяжелый» ящик;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;
- передавать друг другу веревку со словом «змея»;
- кубик со словом «мороженое»;
- пустую коробку, по очереди « вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними ( достать воздушный шарик, надуть его; развернуть и съесть конфету);
- кубик со словом «лягушка».
Итоговая часть.
Методика «Телеграмма»
Каждая команда получает по две карточки: на первой нарисована рожица довольная, на другой – грустная. Педагоги кратко ( как в телеграмме) пишут на первой карточке , что им понравилось на педагогическом мероприятии, а на второй – что не понравилась.