Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Музыкальная терапия в детском саду

Дата публикации: 2019-01-02 11:12:49
Статью разместил(а):
Марченко Наталья Юрьевна

Музыкальная терапия в детском саду

Автор: Марченко Наталья Юрьевна

 

Всем давно известно целительное воздействие музыки. Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. 

Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в коррекции психомоторной сферы ребёнка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии. Начиная с колыбели музыка входит в нашу жизнь и окружает нас повсюду.  Музыкотерапия просто необходима в период  адаптации ребёнка к условиям детского сада.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: 

⦁ Преодолеть психологическую защиту ребёнка. (успокоить или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать и установить контакт между взрослым и ребёнком.

⦁ Помогает развивать коммуникативные и творческие способности ребёнка, занять его каким-либо увлекательным делом.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию:

Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в двух формах: 

- Коммуникативная. В этом случае  музыку слушают педагог и ребёнок, здесь музыка способствует улучшению  отношений;

- Регулятивная. В этом случае снимается нервное напряжение. 

Все эти  формы могут применяться как независимо, так и вместе (они представляют пассивную музыкотерапию) Наряду с этим существует и активная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с детьми и повышает самооценку.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники научились активно общаться друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения. Музыкально-творческая деятельность является самым действенным средством для снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться” и выразить свои фантазии.  Этим детям в творческой деятельности  значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображаются на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, в том числе  ритмических, с постепенным замедлением темпа, с дозированной громкостью звучания и дыхательной гимнастикой  на  специальных коррекционных занятиях с детьми.

Музыкальная терапия в активной форме включает в себя:

⦁ Слушание музыкальных произведений; 

⦁ Музицирование;

⦁ Вокалотерапия (хоровое пение);

⦁ Хореотерапия (танцы); 

⦁ Музыка на интегрированных занятиях;

⦁ Режимные музыкальные сигналы.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Плюсы групповой вокалотерапии или хорового пения в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе.  Используются песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещается группа в по кругу. Ведущий поёт вместе со всеми и  когда текст и мелодия всеми усвоена, детям предоставляется возможность спеть сольно. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса и развития певческих навыков, но и способствует формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма и дружбы. И как известно, певческое дыхание  –  самое правильное и полезное!

Положительное влияние оказывает, конечно же классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетённом состоянии, гиперактивности, повышенной возбудимости  - благотворны и  успокаивающе действуют произведения Моцарта, Баха, Бетховена. А возбуждающий эффект свойственнен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. А вот тяжёлый рок вызывает стрессовые реакции. Музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) – эта музыка  создаёт  радостную атмосферу, которая противостоит эмоционально отрицательному состоянию ребёнка.

Музыка  своими выразительными средствами создаёт художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере) делает музыкальный образ более  понятным.

На одном из занятий были собраны гиперактивные дети (5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского с последующей  беседой о характере произведения.  На следующих занятиях были прослушаны произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять и удерживать внимание, подавлять проявления агрессии.

Музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект (исследования проводились М.А. Поваляевой):

- фортепиано – успокаивает нервную систему, снимает напряжение;

- скрипка, флейта – расслабляют;

- кларнет – положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и кровообращение;

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

- Использование несложных по восприятию произведений,  которые нравятся всем детям.

- Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут занятия.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танцевально-двигательная терапия может служить мостиком между миром сознательного  и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Тем самым,  музыкальное движение способствует  проживанию негативных чувств и освобождению от них.

Таким образом, музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов и способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и формируя нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.

.  .  .