Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2018-12-26 09:26:45
Статью разместил(а):
Машурик Юлия Викторовна

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Авторы: Ключникова Э.Ю., Машурик Ю.В., Сталимбовская В.Н.

МБДОУ «Детский сад № 52»

 

Мы, взрослые и наши дети, живем в большом разнообразном мире. И очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которую сообщает его тело и органы чувств. Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней системы организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем:

-              зрительной,

-              слуховой,

-              вкусовой,

-              обонятельной,

-              тактильной (способность ощущать и различать прикосновения),

-              проприоцептивной (бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок),

-              вестибулярной (гравитация, регистрация движений головы, а также передвижения тела в пространстве).

Многоканальный характер восприятия позволяет ребенку использовать несколько органов чувств одновременно.

Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувствительным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития.

Дисфункция сенсорной интеграции - это нарушение процесса переработки информации, поступающей от различных органов чувств, для получения точной картины реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются (или заставляют спокойно сидеть на одном месте), невозможно: они либо понимают, что им говорят и не чувствуют прикосновения (не могут усидеть), либо чувствуют прикосновение (сконцентрированы на позе) и не понимают, о чем идет речь.

Дисфункция сенсорной интеграции бывает вызвана двумя основными причинами (Л.А. Хоекман):

1. Ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляется как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, большого скопления людей, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях...  

2. Ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. При дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность только отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Таким образом,  дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра:

гиперфункция — в виде сенсорных защит, при высокой сенсорной чувствительности,

гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции, при низкой  сенсорной чувствительности. 

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Метод сенсорной интеграции был разработан американским терапевтом Джин Айрес (1923-1988) и предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Главная задача метода – насытить окружающую ребенка обстановку предметами, которые предоставили бы ему возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения.

В своей  коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОВЗ при  использовании метода мы придерживаемся последовательности  и порядка формирования взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная;

тактильная — слуховая — зрительная;

тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепочек являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка.

Впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта, развития психических процессов, речи и личности ребенка в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) развиваются на их основе значительно позже. Поэтому свою работу в использовании метода  сенсорной интеграции направляем, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами, которые являются предпосылками для формирования других чувств.

Таким образом, основные этапы развития ребенка, начиная с сенсорных систем и до процесса обучения, мы можем представить в виде Айсберга (рисунок 1). Фундамент «Айсберга» представляют сенсорные системы, которые формируются еще до рождения ребенка. Педагоги учреждения (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог), наблюдая за ребенком, проводя диагностику, беседуя с родителями, совместно определяют начальный уровень нарушений развития и именно с этого уровня начинают коррекцию.

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении обеспечивается с помощью специальных игр и упражнений, которые используются не только педагогами учреждения, но и рекомендованы родителям. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно больше положительных эмоций, приятных ощущений.

В нашем детском саду метод сенсорной интеграции  реализуется в создании средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними. С этой целью мы внимательно наблюдаем за ребёнком, динамикой его развития и предоставляем ему выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы, постоянно усложняя их и меняя материалы, атрибуты.

Предметная среда для детей с дисфункцией сенсорной интеграции должна быть наполнена разнообразными сенсорными материалами.

Мягкая среда: маты, мягкие игровые модули, подушки, сухой бассейн, надувные матрацы, круги, валики, мячи, одеяла…

Зрительная среда: зеркальные и цветные шары, проектор направленного света, интерактивные панели, зеркало, светильники, световые картины, фотообои с изображением природного ландшафта, фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; платки различных текстур и цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце…

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков, музыкальные инструменты, игрушки, шкатулки, звенящие мячи, детский телефон, погремушки; шумовые и звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры…

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов  (фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева), стенды с различными видами застежек, ребристый мостик, массажный коврик; стол-ванна для песка и воды; вентилятор, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями, кусочки поролона...

Обонятельная среда (с учетом отсутствия аллергических реакций ребенка): установка для ароматерапии, ароматические масла, ароматические мешочки саше, комнатные растения, флакончики с запахами; пакетики со специями и сухими травами…

Ребенок, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему с помощью определённого предмета – маленький упругий мячик, брелок или игрушка. Когда ему будет нужна помощь в концентрации внимания на каком-либо задании или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может самостоятельно или по предложению педагога воспользоваться этим предметом.

По аналогии, ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуем  всегда иметь рядом ароматизированный предмет.

Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям  предлагаем утяжелители на руки  или ноги или утяжеленные мешочки. Основное предназначение утяжелителей — снятие напряжения и усиление концентрации внимания. Они помогают мозгу «идентифицировать» положение тела в пространстве и, как следствие, дают ребёнку возможность сосредоточиться.

Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь вращение на  спортивном диске.

При организации коррекционно-развивающей работы  необходимо соблюдать правила: 

-     исключить возможность перегрузки (зрительной, слуховой) и отвлечения: на игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют; ненужные звуки (твердые, гулкие поверхности, тиканье часов);

-     не давать одновременно больше одного задания, чтобы помочь ребенку удержать внимание; 

-     если ребенок волнуется найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности.  

Метод сенсорной интеграции позволяет нам  нормализовать чувствительность ребенка, оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации. Использование данного метода удовлетворяет потребности ребёнка с ОВЗ в осознании себя, окружающего предметного мира, а так же повышает эффективность коррекционной работы всех специалистов, работающих с ним.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мищенко Г., Уфимцева Ю. Проводим занятие на основе сенсорной интеграции. Справочник педагога-психолога, 2017, № 7,  24-35.

2. Право детей на развитие / И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ, 1997. —131 с.

3. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.

.  .  .