Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опыт работы по совершенствованию образовательного процесса

Дата публикации: 2018-12-25 11:31:46
Статью разместил(а):
Урлапова Елена Александровна

Опыт работы структурного подразделения детский сад «Березка» по совершенствованию образовательного процесса по реализации здоровьесберегающего подхода к физическому развитию детей на основе сотрудничества с семьей

Автор: Урлапова Елена Александровна

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей дело не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.

Актуальным для нашего  детского сада  является корректировка здоровьесберегающей системы ДОО в соответствии с:

·         федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

·         подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик;

·         координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада;

·         укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив д/с  – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решать следующие задачи:

·         обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

·         сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

·         реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков и способностей детей;

·         оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

В основе работы по здоровьесбережению лежат такие принципы, как:

·         принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

·         принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

·         принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

·         принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

·         принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Коллектив сотрудников нашего детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Система здоровьесбережения в д/с  включает в себя: различные оздоровительные режимы, комплекс закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизация двигательного режима в течение дня, организация рационального питания, медико-профилактическую работу с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих инновационных технологий в педагогическом процессе.

В нашем детском саду постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Содержание работы по здоровьесбережению включает в себя: перспективный план работы ДОО на год, перспективный план спортивных мероприятий, план сотрудничества с родителями. В каждой возрастной группе в зависимости от возрастных особенностей детей внедряются следующие технологии:

·         медико-профилактические;

·         физкультурно-оздоровительные;

·         технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·         здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования;

·         валеологическое просвещения родителей;

·         здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду и приобщению их к ЗОЖ.

Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка – это поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках здоровьесбережения, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели – формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

·         соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;

·         облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения);

·         утренняя гимнастика, гимнастика после сна;

·         корригирующая и дыхательная гимнастика;

·         закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).

·         использование ребристых дорожек – для профилактики плоскостопия.

·         занятия, прогулки, походы;

·         правильная организация прогулок и их длительность;

·         соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями);

·         мытье прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст.

·         самомассаж;

·         недели здоровья (2 раза в год);

·         физкультурные занятия;

·         вакцинация воспитанников детского сада (с согласия родителей) и сотрудников в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ;

·         также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (по програме «Логомер», музыкального руководителя).

·         широко используется информация в родительских уголках, папках-передвижках, устные консультации.

·         опыт  работы родителей с детьми дома ( просмотр видео), выступления на родительских собраниях, педагогических советах.

·         арт –студия родители дети, где мамы показывают разные виды гимнастики и оздоровительных технологий .

·         день самоуправления, где родители приглашаются для проведения  режимных моментов, игр с детьми.

·         дни открытых дверей.

 

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются врачом педиатром, старшие группы узкими специалистами.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю, один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке).

При проведении занятий, воспитатели  используют как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Работа по физическому воспитанию строится на основе мониторинга, который проводят воспитатели с участием медицинских работников. Результаты мониторинга используются специалистами при планировании работы с детьми.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудован физкультурный (совмещенный) зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке детского сада   имеется спортивная площадка. В зимний период на прогулочных площадках возводятся снежные постройки: горки, мишени, лабиринты, снежные фигуры и др.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в нашем детском саду работают консультативные пункты: психологическая служба. Психолог и проводит  с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

Система работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. У родителей дошкольных групп пользуются успехом такие формы сотрудничества, как: встречи в «Семейной гостиной», семинары – практикумы: «Азбука здоровья», «К здоровью – вместе», спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Любимая спортивная игра в нашей семье», организация фотовыставок и фоторепортажей: «Малыши - крепыши», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Наши достижения» и др.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, листовок и бюллетеней, размещения информации на официальном сайте учреждения. Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

.  .  .