Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД для подгруппы детей 7-го года жизни с ФФН, ротацизмом

Дата публикации: 2018-12-19 03:59:23
Статью разместил(а):
Рожина Люция Егоровна

Конспект НОД для подгруппы детей 7-го года жизни с ФФН, ротацизмом

Автор: Рожина Люция Егоровна

МБДОУ СДС «Хаарчаана», п. Батагай-Алыта, Эвено-Бытантайского национального улуса

 

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы.

Тема: В гостях у Веселого  Язычка.

Цель: Дифференециация звуков [р]-[л] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить детей выделять отличительные признаки звуков [р]- [л], упражнять в правильном произношении и различении на слух звуков [р]- [л] в слогах, словах. Совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение  определять первый и последний звук в словах, место звуков в слове. Упражнять звуковому анализу  односложных, в делении слов на слоги. Обогащать словарный запас детей по теме «Птицы».

Коррекционно-развивающие: Развивать правильную воздушную струю, фонематическое восприятие; слуховое и зрительное внимание, координацию речи с движением, навыки речевого общения,  память.

Воспитательные: Формировать положительную мотивацию к деятельности;  воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь, самоконтроль за речью, желание заниматься.   

Оборудование и материалы:

Солнышко,  Веселый Язычок, домик,  картинки на звуки [р]-[л],  мяч, ветки деревьев,   рыбки с картинками на звуки [р]-[л],  2 ведерки с буквами Р,Л, мисочки со схемами для определения место звуков  в слове, ветки в банках  со схемами слогов, картинки птиц в названиях, которых есть звуки [р]-[л], разрезная азбука.

Для детей: индивидуальные зеркала,  листы бумаги с изображением скворечника, карандаши.

Форма проведения: подгрупповая.

Предварительная работа: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков, дыхательная гимнастика, постановка и автоматизация звуков [р] в словах, речи, уточнение артикуляции звука [л].

План:

  1. Организационный момент.

Речь с движением. Стих «Солнышко».

  1. Введение в тему.

1. Игра «Угадай звуки»

2. Уточнение артикуляций и характеристика звуков [р]-[л]

  1. Основная часть.

1. Дифференциация звуков [р]-[л]. Игра «Скажи последний звук» (с мячом).

2. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах. Игра «Попугаи».

3. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах:

·         Игра «Поймай рыбки и разложи  в ведерки с буквами Р-Л»

·         Игра «Найди место звуков  в словах»

·         Загадка «Угадай друга Язычка»

·         Игра «Угадай имя вороны по первым звукам предметов»

·         Игра «Распредели птицы на деревья, разделив на слоги».

4. Дифференциация звуков [р]-[л] в предложениях. «Придумай и составь схему предложений»

5. Штриховка «Скворечник».

   IV. Итог. Рефлексия.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

I Организационный момент. (1-2мин)

Дети заходят в кабинет. Здороваются с гостями.

- Ребята посмотрите наверх, что к нам в гости пришел?  (солнышко)

- Солнышко какое? (светлое, желтое, теплое, веселое…)

-  Давайте улыбнемся солнышке и прочитаем  стихотворение:

Солнце вышло из- за тучки

К нам протягивает ручки,

Ручки солнышка- лучи-

Так нежны и горячи.

- Молодцы, после этого стихотворения солнышко будет еще ярче светить и сильнее греть.

II Введение в тему. (5-7мин)

Звонит телефон.

- Ребята, это звонит наш друг Язычок, послушайте, что он говорит. Звучит аудиозапись: «Здравствуйте ребята, я  приглашаю вас к себе на дачу, здесь вы можете подышать свежим воздухом на природе, поиграть, порыбачить, увидеть птиц, которые обитают около моего домика и хочу познакомить вас с моим другом, который прилетел недавно с юга».

- Что вы ответите нашему другу? Хотите к нему в гости? (Да)

- Тогда давайте быстрее отправимся в путь.

- Давайте сядем на велосипеды и в путь.

- Вот мы приехали. Это его домик,  он вышел  встретить нас. Что мы скажем ему? (здравствуй)

- Закройте глаза и подышите свежим воздухом, сделайте глубокий вдох носом и выдох ртом, чувствуете запах природы.

1. Игра «Угадай звук»

- Ребята, Язычок  предлагает поиграть в игру «Угадай звук»

- Посмотрите первый  домик, назовите картинки и  определите первый звук в слове (ручка, рак, ракета).

 - Назовите картинки во втором домике и определите первый звук в слове (лук, ложка, лампа).

- С какими звуками мы будем играть?  ([р]-[л]).

2. Характеристика и сравнение звуков.

- Какие эти звуки? Что у них общего? (ответы воспитанников: оба звука согласные, твердые, звонкие).

- Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [р], а затем звук [л].

 - Чем отличаются эти звуки? (ответы воспитанников – когда произносим звук [р] язычок наверху дрожит, а когда произносим звук [л] язычок находится наверху, но не дрожит).

III Основная часть. (15мин)

1. Дифференциация звуков [р]-[л].

  • Игра « Скажи последний звук в слове»  (с мячом).

- Ребята, Язычок нам приготовил мяч, давайте поиграем в игру «Скажи последний звук в слове»

слова: сыр, укол, стул, тигр, шар, помидор, стол, пенал, светофор, мухомор.

2. Дифференциация в слогах.

 - А теперь,  поиграем  в игру «Попугаи». Я говорю слоговые цепочки, а вы внимательно  слушаете и как попугай повторяете  за мной. Будем считать очки.

Ра-ра-ла                ар-ал-ал

Ро-ло-ло                ор-ор-ол

Ру-лу-ру                  ул-ур-ур

Ры-лы-ры               ыр-ыр-ыл

3.Дифференциация в словах.

·         Игра «Поймай рыбку и разложи рыбки в ведерки с буквами Р-Л».

- А теперь мы отправимся в речку на рыбалку.

Раз, два, три

Мы шагаем вместе,

Раз, два, три

На рыбалку мы идем.

- Посмотрите, наш друг приготовил нам прорубь и удочки. Удочки не простые с магнитиком. По очереди достаем рыбки с проруби и разложим их в ведерки с буквами Р-Л. (дети достают рыбки, называют картинки, определяют звуки[р]-[л] и распределяют по ведеркам).

·         Игра «Найди место звуков [р] в словах»

- Молодцы, а сейчас давайте определим место звуков [р]- [л] в словах. Разложим рыбки  в мисочки со схемами ( в начале, в середине, конце слова).

·         Загадка Веселого Язычка.

- Ребята, а давайте узнаем, кто же друг нашего Язычка.

- Он приготовил нам загадку:

Прилетела я недавно с юга,

Загорела до черна,

На деревьях я сижу,

Песенки пою: кар-кар-кар (ворона). Молодцы!

·         Игра «Угадай имя вороны по первым звукам предметов».

- Ребята, ворона хочет, чтобы мы угадали ее имя по первым звукам этих предметов: лампа –[л], ананас –[а]  ракета-[р],  автобус- [а]  (находим каждому  правильному сказанному звуку  букву и  вставляем  в кармашки)

-  Давайте все вместе попробуем прочесть, как зовут нашу ворону? (Лара). Молодцы!

·         Игра « Сколько слогов в слове?»

- А теперь, Лара просит нас распределить на деревья ее пернатых  друзей, разделив их названия на слоги - воробей, дятел, ворон, куропатка. (Ребята делят на слоги названия птиц и распределяют по веточкам с банками, где указаны  схемы слогов).

3. Дифференциация [р]-[л] в предложениях.

- Умницы, а теперь просит придумать хорошие предложения про них и начертить схемы на доске.

4. Штриховка «Скворечник».

- Молодцы, птицы очень обрадовались. Чего не хватает им, для того, чтобы им было тепло, уютно (домиков). Давайте сделаем штриховку домикам птиц. Каким цветом сделаем штриховку скворечника?

IV. Итог. Рефлексия

- Где мы побывали в гостях?

- Что мы там делали?

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Что вам больше всего понравилось?

.  .  .