Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Крупные возможности мелкой моторики

Дата публикации: 2018-12-14 21:07:53
Статью разместил(а):
Ахмадеева Эльвира Мидхатовна

Крупные возможности мелкой моторики

(выступление на родительском собрании)

Автор: Черемисова Татьяна Ивановна

 

Период подготовки к школе  предъявляет к будущим ученикам особые требования, одно из которых – точность, ловкость микро-движений пальцев. На этапе подготовки детей к школе  серьезное внимание нужно уделать развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также способствует развитию их речи и мышления.

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого подчерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий

            Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут достичь максимального эффекта.

  • Любые упражнения должны соответствовать возрасту;
  • Подбирать материалы, упражнения, игры которые будут интересны ребенку;
  • Темп выполнения упражнения одного типа должен увеличиваться постепенно;
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш.
  • Необходимо, чтобы ребенок выполнял все задания только ведущей рукой. Необходимо следить за осанкой и хорошим освещением.
  • Большинство заданий должны не только  тренировать ловкость рук, но также совершенствовать глазомер ребенка, умение ориентироваться на листе.

Различают три вида заданий.

1.      Упражнения с мелкими предметами;

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после пяти лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами. Детям можно предлагать такие задания:

·         Пересыпать песок из одной емкости в другую;

·         Отсыпать песок мерной ложкой;

·         Просевать песок через сито;

·         Рисование пальцами по песку;

·         Лепка из мокрого песка;

·         Поиск в песке зарытых мелких предметов («сухие бассейны»).

Игры с крупами, семечками. Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. По этому, их следует использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучу. Ребенку дают 3 мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или использовать пинцет.

Еще в одной игре детям предлагается определить, какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами. Пуговицы использовать более крупные. Они также походят для сортировки (по размеру, цвету). Кроме того из пуговиц можно  выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинке.

Игра с веревочкой отлично подходит для развития мелкой моторики  у детей. Их можно использовать для развязывания и завязывания узелков, плетение косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля.

Игры с бумагой

·         Сминание и разглаживание листа бумаги.

·         Складывание оригами

Игры с прищепками.

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Задания типа:

  • Приделать иголки ежу;
  • Добавить лучики солнышку;
  • Сделать прическу мальчику:

Игры с ватными палочками.

·         Перекладывание со стопки в стопку;

·         Выкладывание фигурок;

·         Складывание в коробочку.

Упражнения с мячом.

·         Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для  тенниса) и выполнять различные задания.

·         Поступательные движения ладонями вперед – назад.

·         Круговые движения.

·         Сжимание (разжимание) мяча.

·         Перекладывание из одной руки в другую.

·         Зажимание мяча двумя пальцами (поочередно менять пальцы).

·         Катание мяча по столу, придерживая его одним пальцем.

·         Продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывания между ладонями шестигранный карандаш. Кроме всего перечисленного организуйте с детьми:

·         Игры с мозаикой;

·         Игры с мелким конструктором;

·         Собирание пазлов;

·         Закручивание крышек;

·         Игры со скрепками;

·         Выкладывание дорожек или узоров из камушков;

·         Задания с резиночками.

Предлагайте детям чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге.

2.      Графические задания.

В свете подготовки детей к школе дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо, не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом). Такие упражнения нужно проводить  регулярно, занимаясь по 10-20 минут в день, не допуска монотонности и однообразия. Следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержание. Большинство таких заданий выполняются в специально приобретенных тетрадях, прописях, разукрашках.  

Например, упражнение «Дождик».

На картинке нарисованы тучки. Детей просят полить цветы на клумбе. Для этого им нужно провести линии. Это задание можно провести несколько раз меняя характер линий.

Узорная штриховка.

            На карточках расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаши на точку и провести линию, закончив узоры. Детям нравится выполнять задания на дорисовку картинок.

            - дорисуй клетку тигренку;

            - дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй и т.д.

Упражнение типа «Соедини точки».

В данном случае необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома, соединяя точки парами.

Повторить рисунок по клеточкам.

Для этого задания подготавливаются карточки, разлинованные в клетку. В начале строки задан ритм рисунка, который нужно повторить до конца строчки.

3.      Пальчиковые игры

Сборники пальчиковых игр нам предлагают книжные магазины. Если Вас  заинтересовал какой-либо раздел, вы эту информацию сможете подчеркнуть в интернете. Содержание скаченного станет основой целенаправленного общения с ребенком в вечернее время, выходные, праздничные дни.

 

Вывод:

Чем выше уровень развития мелкой моторики рук, тем лучше сформирована психологическая готовность ребенка к учебному процессу, тем легче ребенку учиться в школе. Недаром говорят: «Речь ребенка находится на кончиках пальцев».

.  .  .