Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

ИКТ как инструмент качества оказания образовательных услуг в ДОУ

Дата публикации: 2018-12-04 10:54:54
Статью разместил(а):
Щеняева Ирина Константиновна

ИКТ как инструмент качества оказания образовательных услуг в ДОУ

Автор: Щеняева Ирина Константиновна

МБДОУ "Детский сад № 18", г. Миллерово, Ростовская область

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных образовательных организаций (ФГОС ДОО) одним из требований к педагогической деятельности в современных дошкольных учреждениях является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

 

Предпосылками ИКТ в ДОУ являются:

·        принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества (доступность информации для всех категорий граждан и организаций);

·         принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года (Концепция 2020), в которой определена стратегия развития России, как «Инновационный социально ориентированный тип экономического развития»;

·         реализация программы «Электронная Россия»;

·        разработана Национальная образовательная концепция «Наша новая школа», в которой идет речь о подключении образовательных организаций к Интернету, направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие педагогического потенциала и системы поддержки талантливых детей…

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в        духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. Использование ИКТ позволяет развивать у детей умение ориентироваться в информационных потоках    окружающего мира, на практике овладевать способами работы и обмена информацией с помощью современных технических средств.

Оснавная цель ИКТ – обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса ДОУ : 

1.  Разнообразить формы поддержки образовательного процесса;

2.  Повысить качество работы с родителями воспитанников;

3.   Повышение профессионального уровня педагога.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
 
Это сочетание предполагает использование:

Информации в электронном виде:
* текст, видео, аудио;
* анимация, изображение.

Информационных носителей:
* DVD; CD, флеш-памяти.

Мультитмедиа:
* игровые компьютерные программы,
презентации и др..

Аудиовизуального оборудования:
* компьютеры, ноутбуки;
* телевизоры, проекторы;
* интерактивные доски;
*двух панельные электронные
 устройства.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:  

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; 

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; 

- формировать информационную культуру у детей; 

- активизировать познавательный интерес; 

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

ИКТ - это прежде всего:

- преобразование предметно-развивающей среды, 

- создание новых средств для развития детей,

-  использование новой наглядности, 

- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании, 

- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),

- это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий.

 

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:

1) Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

2) В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

3) Привлечь внимание детей движением, звуком,   мультипликацией, но не перегружать материал ими.

4) Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

5) Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

 

Использование ИКТ в нашем ДОУ:

С мультимедийной поддержкой                  С использование персональных       

(презентации, использование                        электронных устройств (девайсов)

 интерактивногокомплекта «Mimio»,

 игры в 3D).

 

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

 На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для НОД. Создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint , мультимедийного комплекса «Mimio» или новой сетевой программой «Многоструктурные интерактивные модели» (игры в 3D). Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, интерактивная доска (экран). Такие НОД позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке и предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

Создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных  занятий с детьми:

Цель презентации не просто выдать материал, а заинтересовать. Это, пожалуй, самый важный пункт в презентации для детей. Нудная лекция, даже иллюстрированная красивыми картинками и анимацией, остается нудной лекцией. Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории.

Презентация для детей должна быть интерактивна, дети должны принимать активное участие. Имеет смысл разнообразить презентацию загадками, вопросами.

Даже 20 минут интересного рассказа способны утомить. Просмотр презентации - это нагрузка на глаза. Презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.
После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

Использование интерактивного комплекта «Mimio» основано на работе с интерактивной доской и помогает развивать у детей:

внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и другие психические процессы. 

Основные факторы, благоприятно воздействующие на ребенка на занятиях с использованием интерактивной доски:

В этом случае задействуются различные каналы восприятия. Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за минуту воспринимается и может переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а в случае взаимодействия органов зрения и слуха - до 100 тысяч таких единиц.

Перед началом работы детей педагог (воспитатель) должен вовлечь их в игровую ситуацию вокруг изучаемой темы и предстоящей деятельности, создать положительное эмоциональное отношение к работе, объяснить правила работы. Интерактивный комплект «Mimio» выступает в качестве формирующей среды, в которой ребенок играет, развивается, воспитывается и обучается одновременно.

 

Многоструктурные  интерактивные  модели

Это, прежде всего, программное обеспечение - КОНСТРУКТОР, с помощью которого можно создавать свои собственные увлекательные занятия для дошкольников в трёхмерной виртуальной красочной среде. С помощью этого программного обеспечения каждый воспитатель детского сада может создать свой трёхмерный тематический занимательный урок и поделиться им через сеть интернет.

Где бы вы не находились, если у вас есть компьютер и точка доступа в интернет, вы можете запустить своё занятие через единый сервер.

Для создания своего занимательного урока в трёхмерном виртуальном красочном пространстве достаточно определиться с тематикой, подобрать фото- и видеоматериал, при желании придумать вопросы к тестам и просто вставить их в трёхмерное игровое пространство. Не надо быть специалистом в области компьютерного программирования сложных трёхмерных сред, чтобы создавать современные красочные трёхмерные занятия для своих воспитанников. При создании занятий в трёхмерном виртуальном пространстве предоставляются на выбор несколько трёхмерных сред: (старинный замок, загородный дом, фермерский домик, замок в горах, мир динозавров, библиотека, усадьба, вертолетная площадка).

Любую из них можно положить в основу трёхмерного виртуального пространства своего занятия.

 

2. Занятие с использованием персональных электронных устройств.

Чаще всего такие НОД проводятся с использованием электронных образовательных ресурсов (двух панельное электронное устройство- девайс). На таком занятии используется электронные устройства, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности электронных устройств позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные задания вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютерные технологии для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; а использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с электронным устройством увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

 

«Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

(Джон Дьюи)

 

Использование ИКТ в ДОО с детьми – это достижение как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом.

В итоге можно прийти к такому выводу, что использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. А также педагоги должны четко владеть навыками владения икт и соблюдать санитарно - гигиенические требования, физиолого-гигиенические, психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы и рекомендации, чтобы не навредить здоровью детей.

(СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)

.  .  .