Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс по звуковому анализу слов

Дата публикации: 2018-12-03 14:56:46
Статью разместил(а):
Пушкарева Марина Владимировна

Мастер-класс по звуковому анализу слов

Автор: Пушкарева Марина Владимировна

 

Цель мастер-класса: 

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы; 

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Содержание:

1. Актуальность проведения мастер-класса по подготовке детей к обучению грамоте. 

2. Теоретическая часть: характеристика звуков. 

3. Практическая часть: игры и упражнения, звуковой анализ слова. 

4. Итог. 

 

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер-класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях. 

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. 

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: 

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове. 

2. Теоретическая часть: 

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв? 

Звук – мы слышим и произносим. 

Буквы мы пишем и читаем. 

А какие бывают звуки? 

Звуки бывают гласными и согласными. 

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки) 

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. 

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. 

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. 

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. 

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). 

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. 

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, 

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. 

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы: 

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся». 

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. 

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. 

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. 

 

3. Практическая часть: 

Давайте с Вами поиграем. 

1. Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). 

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик. 

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный. 

2. Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова). 

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку. 

3. Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова). 

4. Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове. 

 

 

 

 

Как проводится звуковой анализ слова? 

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ. 

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове. 

Уважаемые родители, Вам нужно: 

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно. 

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик. 

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука) 

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]) 

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый). 

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком). 

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]) 

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). 

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). 

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]). 

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый). 

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком). 

- Сколько гласных звуков в слове? (Один). 

- Сколько согласных звуков в слове? (Два). 

4. Итог: 

У кого какие вопросы, дорогие родители? 

Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слова.

.  .  .