Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Консультация для родителей «Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики рук ребенка»

Дата публикации: 2018-12-03 14:01:48
Статью разместил(а):
Сыкалова Наталья Васильевна

Консультация для родителей

«Пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики рук ребенка»

Автор: Сыкалова Наталья Васильевна

 

Развитие мелкой моторики рук

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно , что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опыт по данному направлению. Мне хотелось бы предложить вам определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:

1.       Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

2.       Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами.

3.       Штампы – работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом.

4.       Ниткопись- выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.

5.       Работа с карандашом – пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом штампом.

6.       Бисерография – упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.  

                                                                 

Развитие тактильных ощущений.

Развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх, но и в других видах деятельности ребенка: при познавательном развитии, при формировании математических преставлений, в изобразительной деятельности и художественном труде.

В поцессе специальных мероприятий по развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:

1. Берет в руки предмет (объект), внимательно его осматривает и исследует. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок: знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалами из которых они изготовлены; учится различать предметы по форме; определяет величину предметов (только в сравнении с другими предметами)

2. Упражняется в тактильном распознании предмета (объекта) – игра «Чудесный мешочек»: 1-ый вариант – посмотреть и потрогать; 2-ой вариант – только рассмотреть.

(Показ примера проведения упражнения)

 

Пальчиковые игры

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения. В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использование наглядности и атрибутики.

1-ая группа – пальчиковые игры без предметов;

2-ая группа – пальчиковая группа с использованием атрибутики;

3-я группа – пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов. 

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагога. Например:

 

Игра «Мальчик-осьминожег»

Цель. Развивать содружество пальцев рук.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом от себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это – мальчик-осьминог,

                                                        У него так много ног

                                                        Успевает он везде

                                                        И в учебе, и в труде

                                                        Потому что осьминожка –

                                                        Это просто многоножка.

(Показ примера проведения упражнения)

Пальчиковые игры с использование атрибутов.

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки.

   

Пальчиковые игры с предметами

 Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами

Упражнение «Горошина»

 Цель. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

  Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:

 а) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой ;

 б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

 в) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем

 г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами :

Катись горошина за окошко,

Катись, горошинка к нам в лукошко.

Ты катись горошина по столу,

Развлекай горошина детвору.

 

Упражнение «Вертушка» (с карандашом)

 Цель. Развивать координацию движений.

 Ребенок держит карандаш  двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

(Показ примера проведения упражнения)

 

Работа со штампами

Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму. Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.  

Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные взрослыми из подручного материала, карандаш штамп.

(Показ примера проведения упражнения)

 

Ниткопись

Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных  изображений, нанесенных на бархатную бумагу или вырезанных из нее. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и , конечно мелкую моторику пальцев рук.

Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нитку, слегка прижимая ее пальчиком по всей длине. При вертикальном положении листа нитка не падает. Ворсистая нитка легко прикрепляется к бархатной бумаге, также легко она отделяется от нее . Это позволяет детям исправлять свои работы , добиваясь хороших результатов.

(Показ примера выполнения упражнения)

 

Бисерография

Бисерография – это выкладывание изображения предмета с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Бисерография развивает щепоть руки ребенка, качественно коррегирует мышцы пальцев руки ребенка, воспитывает у ребенка усидчивость, внимание.

(Показ примера выполнения упражнения)

.  .  .