Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Земля- наш дом"

Дата публикации: 2018-11-21 08:04:56
Статью разместил(а):
Горина Оксана Петровна

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

"Земля- наш дом"

Автор: Горина Оксана Петровна

 

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам  загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить: 
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о планете Земля, а поможет нам в этом отгадайте кто?

Горы, пустыни,

Степи, леса,

Страны, реки, моря,

На нём поместилась,

Вся наша Земля!

На ноге одной стоит,

Вертит головою,

А на этой голове,

Суша вся и водный мир.

Дети: Глобус.

Воспитатель: Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

(Рассматривание глобуса, ответы на вопросы)

Воспитатель: В солнечной системе существуют и другие планеты.

А какие, ребята, планеты вы можете назвать?  ( ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс….)

- Возможна ли жизнь на других планетах?, Почему? ( ответы детей).

– Какую форму имеет Земля?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

- А вам нравится наша планета, вы её любите? ( ответы детей).

Воспитатель: Человек без еды и воды может прожить несколько дней, а без воздуха несколько минут. Наша планета уникальна.

Планета Земля общий дом,

И много лет мы в нём живём,

Но, как известно всем кругом, 

Должны беречь мы этот дом.

Воспитатель: (рассказ по слайдам) Ребята! Конечно, наша планета прекрасна и удивительна, благоприятна для жизни. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. На нашей планете прекрасная и разнообразная природа.

- Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает?

Дети высказывают свои знания о том, что такое природа, и приводят примеры: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Объясните, чем они отличаются? (живая природа – это то, что движется, растет, умирает и размножается, а к не живой природе – камни, вода, горы) 

Динамическая игра  «Живая -  неживая природа»

Воспитатель показывает детям  на экране картинки  с изображением живой и неживой природы и предлагает разделить их на две группы: живая  - топают,  неживая – хлопают.

Гаснет свет,  звук летающей тарелки, в зале появляется пришелец.

Пришелец: Не бойтесь! Я не причиню вам вреда. Я прилетел к вам из будущего. На нашей планете возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в следствии развития цивилизации. Загрязнена атмосфера, почва радиоактивными отходами, мусором. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Хотите увидеть  какая стала наша планета?

Дети : Конечно, хотим. (дети смотрят видео-ролик)

Пришелец: Вы хотите жить на такой планете?

Дети: Мы не хотим жить на такой планете.

Раздаются радиосигналы. (аудио-запись)

Голос: Здравствуйте дети! Я – Земля! И я рада слышать ваши голоса.

Воспитатель: Земля! Земля! Ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?

Земля: Я вас всегда слышу, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от пыли и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек.

Воспитатель: Земля, ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть?

Земля: Да, у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше.… У вас еще есть время, чтобы спасти меня и самих себя! Только вы можете это сделать.

Воспитатель: Как? (в ответ тишина)

- Ребята, Земля не успела сказать, как ей помочь, значит, мы сами должны найти путь ее спасения. Что же нам нужно сделать, чтобы не довести планету Земля до такого состояния?

Дети: Её нужно срочно спасать?

Воспитатель: Оказывается не всё так прекрасно на нашей планете - Земля. Планета в опасности. На ней много больных мест. Как же так получилось?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Да, люди построили много заводов, фабрик,  электростанций. Дым от предприятий загрязняет воздух, который выходит из труб, отходы заводов сливают в реку от этого гибнет всё живое.

Пришелец: Посмотрите! Как ваша планета Земля будет выглядеть, если вы не придёте ей на помощь.(показывает глобус, обвешанный мусором). Она станет вся грязной, превратиться в одну большую свалку, где везде летает мусор, стоит зловонный запах , погибнут растения, вода станет мутной и грязной. Решайте дети, задумайтесь что вас ждёт. Готовы помочь планете и исправить  катастрофическую ситуацию на Земле?

Дети: Мы готовы помочь планете Земля.

Воспитатель: Ребята, как же мы  с вами можем помочь нашей планете ? (ответы детей).

- Интересно, справимся ли мы с вами с таким сложным заданием?

Дети: Мы очень постараемся помочь нашей планете.

Пришелец: Тогда срочно летим обратно на вашу планету Земля, нужно срочно её спасать! (пристегните ремни, моя машина времени вмиг вас доставит назад на планету Земля. Начинаем обратный отсчёт (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, поехали)

Пришелец: Чтобы помочь планете Земля, вам придётся пройти небольшие испытания и доказать , что вы дружные, добрые  и можете работать в команде. Ведь только вместе мы сможем спасти наш общий дом. За каждое испытания вы будите получать кусок космического пазлуса. ( дети будут получать пазл с изображением чистой, красивой планеты и крепить на доску, где будет изображен космос) Если вы соберёте все кусочки, вы сами  убедитесь, как изменится планета. Вы готовы?  Вот вам подсказки, как помочь планете Земля. (даёт картинки)

Испытание №1.

Воспитатель: (берёт картинку с изображением воздуха и загадывает загадку):

- Что такое: Нельзя ни выпить, ни съесть,

Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,

Не мягкий и не твердый,

Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый? (Это воздух.)

Воспитатель: Правильно,  ребята человек  может обойтись без воздуха только 3 минуты.

- А где воздух чище и легче дышится? (ответ детей, в лесу.)

- Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили.

- Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? ( ответ детей, можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чище)

На фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

- Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? ( ответ детей, там чистый воздух.)

- Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.

- Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? ( ответ детей, посадить деревья, кустарники.)

- Ребята, лес называют лёгкими планеты Земля, поэтому его нужно беречь и охранять. Давайте отправимся с вами в лес и  посмотрим , не нуждается ли он в нашей помощи?

(заставка слайд «Картина леса)

(дети собирают мусор в пакет)

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как себя надо в лесу вести?( ответы детей)

Лесовичок:  Сначала нам надо повторить правила поведения. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам ваши действия, а вы скажите, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими  - "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (Нет.)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)

Игра 2 «Найди пару»

Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части. Задача – найти продолжение предложения.

Не ломай ветви / деpевьев и кустаpников

Не pазоpяй / птичьи гнезда

Не оставляй в лесу / мусор

Не уноси диких / животных домой

Не жги / траву на лугу.

Воспитатель: Ребята, ежегодно лес выгорает в огромном количестве, а ведь деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим и поглощают углекислый газ, который загрязняет воздух. – Что мы с вами можем сделать, чтобы воздух стал чище?

Дети: посадить цветы, деревья, кустарники.

Воспитатель объясняет, как правильно посадить цветок. 

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Испытание №2

Воспитатель (берёт изображение почвы) и загадывает загадку:

Её необходимо,
Конечно, сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять. (почва)

Воспитатель: Правильно, ребята, человек загрязняет не только воздух, но и почву.

- Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положи губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).

-   Какие вредные вещества вы знаете? (ответ детей :  Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое. )

 -  Вы видели, где-нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?

(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).

-  Правильно! Кажется, они лежат и ни кому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).

-   Что происходит! (ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)

-    Исчезло ли вредное вещество? (Дети: Нет.)

-    Если оно не исчезло, то куда оно делось?  (дети высказывают свои предположения).

 -    Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?

Дети: В реки, озёра, моря, океаны.

ВЫВОД:  Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. Должно пройти очень много лет, прежде чем вода снова станет чистой! 

Пришелец: Ну хорошо вы справились с этим испытанием . Вы получаете второй кусок космического пазлуса.

Испытание №3.

Воспитатель: Ребята, что же это получается?

                       Чтобы не было беды,

                       Жить нельзя нам без ... (Воды)

(показывает изображение воды)

 

-  На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.

- Откуда, у нас дома и в детском саду вода? (Из реки, из под земли…)

- Как человек использует воду  (Пьет, моется, стирает…)

- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими. (Чистая)

- А может ли человек употреблять грязную воду? (Нет)

- Почему? (В грязной воде много микробов, можно заболеть)

Воспитатель: А свойства воды знаете?

(Без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачная, легко растворяется)

Воспитатель: Дети, какие состояния воды вы знаете?

(Твёрдое, жидкое, газообразное)

Воспитатель: Если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде?

(Реки высохнут, обмелеют …).

Воспитатель: Давайте отправимся с вами к реке  посмотреть не нуждается ли она в нашей помощи?

(смена декораций)

Водяной: Река стала чище, но посмотрите, какая в ней вода! (показывает банку с загрязненной водой и просит детей помочь очистить воду.)

Воспитатель: Ребята, давайте очистим воду через фильтр.

Опыт:

Пропускаем загрязненную воду  через простой фильтр (воронка с ватой)  Обращается внимание детей, как изменилась вода. Затем все дети возвращаются к реке и отдают чистую воду Водяному.

Воспитатель: Ребята мы с вами очистили воду, река стала прозрачной, чистой, зеркальной. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.

Звучит бодрая музыка, Водяной благодарит детей.

 

Испытание №4.

Пришелец: Вы ребята сегодня очень хорошо потрудились . Спасли леса от вымирания, очистили воздух, доказали и убедили меня , что можно очистить воду . Но что делать с тем , что сотворил сам человек . С мусором? (показывает последнюю картинку «мусор». Вы его так много насобирали на  своей планете.( пришелец показывает пакет с мусором)

Воспитатель: И правда ведь ребята каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор.

-  Куда девается этот мусор? (ответы детей)

С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!!

- Что же делать (Ответы детей).

 - В некоторых странах этот мусор сортируется, разный мусор помещается в разные контейнеры. Уже давно люди научились использовать  старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма мусора, где принимают бумагу, стекло , металл. Из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и снова используют. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы. Но и в нашей стране тоже стали сортировать мусор в специальные контейнеры.

Воспитатель: Посмотрите сколько мусора нам удалось собрать с нашей планеты. Давайте мы его тоже пересортируем.

Игра «Сортируй мусор».

(определить материал, из которого сделан предмет и разложить предметы по нужным контейнерам)

Воспитатель: Но ведь мусору можно дать и вторую жизнь. А как ребята мы можем мусору дать  вторую жизнь (ответ детей, сделать игрушки).

И правда давайте изготовим из мусора игрушки.

Практическая работа: Дети делают своими руками игрушки.

Детям  предлагается из маленьких бутылочек сделать цветы для украшения площадки. (Пришелец  вместе с воспитателем помогает детям изготавливать цветы)

Воспитатель: Ребята вы молодцы, у вас получились замечательные цветы, которые смогут украсить наш участок.

Пришелец: Мне очень понравилось что вы сделали из мусора, вы получаете последний кусок космического пазлуса.

Воспитатель: И что же ребята у нас получилось? (ответ детей – планета)

А какая она ? (ответ детей, чистая, голубая)

- Если каждый будет заботиться о планете, то планета станет чище!

Я надеюсь, что Вы извлекли урок из нашего рассказа и научились беречь свою планету. Если вы и дальше всё правильно будете делать, катастрофы с которой столкнулись мы не произойдёт. А теперь мне пора.

Воспитатель: Ну что ребята мы с вами хорошо потрудились, были настоящей командой смогли предотвратить катастрофу. Теперь мы постараемся никогда не обижать    природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.

Итог.

Воспитатель:  Чем чище воздух, вода, почва, тем благоприятнее это сказывается на нашем здоровье. Мы с вами должны заботится об окружающей среде. 
– Что нужно делать, чтобы воздух был чище? 
– А вода? 
– Как же нам беречь почву? 

Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу. 
Молодцы ребята, теперь я уверена, что вы настоящие защитники природы, нашей планеты. Ребята, нам передали посылку. Интересно от кого она. (читает: «Ребятам детского сада от планеты Земля»).

Спасибо! Дорогие, дети и взрослые!

Сегодня я поняла, как много людей меня любят и берегут.

Я рада, что у меня такие жители, я благодарна вам!!!

Посылаю  вам медали «Защитник природы планеты Земля». (медаль «Защитник природы планеты Земля»)

.  .  .