Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие конструктивного творчества средствами природы

Дата публикации: 2018-09-20 11:03:39
Статью разместил(а):
Демешкевич Елена Николаевна

Развитие конструктивного творчества средствами природы

Автор: Демешкевич Елена Николаевна

МАДОУ "Детский сад № 200 Московского района г. Казани"

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают истоки творческой мысли»

В.А.Сухомлинский

 

     Потребность общества в воспитании творческой, активной и свободно мыслящей личности нового типа возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления требует обращения к общеразвивающей системе интегрированного типа в образовании и воспитании нового поколения. В такой системе заметное место может занять развитие творческих способностей через ручной труд и конструирование.     

     Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель, она дает детям богатейший эмоциональный опыт, помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение у детей к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений.

       Главной задачей  развития творческих способностей средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Разнообразие мира природы, ее объектов и явлений позволяет воспитателю организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением ребенка с природой. В ходе наблюдений, игр, труда и исследовательской деятельности дошкольники знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм.

     Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей и не только в изобразительной деятельности. Только в детстве мусор, на который взрослые не обращают внимания, для детей имеет большое значение. Шишки превращаются в ежиков, камушки в жучков, коряга в змейку, листок в одеяльце для куколки, палочки, песок, куски глины в продукты для магазина, а в кружащих на ветру листьях дети видят летящих бабочек или плывущих рыбок. И задача педагога – закрепить этот интерес, ввести ребенка в мир природы, по мере сил облагораживая ее, учить умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, в неказистом выразительное, беречь ее.

     Замечено, что дети с большим интересом любят рассматривать образцы из коллекций природных материалов, используют их в своих играх вместо готовых игрушек. Какой неподдельный интерес испытывают дошколята к творческой деятельности с природным материалом, как с удовольствием играют поделками и игрушками, сделанными своими руками.           

     Современные дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, а в некоторых семьях зачастую лишены возможности общения с ней. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает у них воображение, пробуждает желание творить, придумывать и творить своими руками. Практически в любое время года, можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Весной вырастают первые цветы, есть мох, маленькие веточки, можно найти обломанные сучки. Летом можно собрать разнообразные цветы, фрукты, листья. Осень – благодатная пора для творческого развития дошкольников. Яблоки, каштаны, желуди, кукуруза, разноцветные листья – побудят дошкольников к творчеству. Зимой простор предоставляют орехи, шишки, сухофрукты. Главный помощник в изготовлении поделок из природного материала – сама природа. Дефицит общения с природой и ее компонентами можно компенсировать в дошкольном учреждении с помощью наблюдений, тематических экскурсий, исследовательской деятельности детей под умелым руководством педагога, продуктивной деятельности с использованием природного материала.

       Конструирование из природного материала, больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.   Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. 

      Работа над созданием объектов природы из природного материала, конструкторов различного типа, бросового материала требует наблюдательности, развивает воображение, умение подмечать характерные черты животных и людей, растений, деревьев, видеть их образы. Знакомство с материалами, из которых может быть сделана поделка, экспериментирование с ними обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях их применения. Изготовление поделок требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным действием он мог испортить изделие, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

     Ручной труд и конструирование из различных материалов способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации, целенаправленности движений. Это очень актуально в развитии современных дошкольников, так как одной из приоритетных задач на сегодняшний день является коррекция нарушения речи, а, как известно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Большое влияние художественный труд оказывает и на умственное развитие ребенка: стимулирует мышление, активизирует психические процессы, способствующие усвоению новых знаний и умений, активизирует речь. Конструируя и создавая поделку, дошкольник строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесно зафиксированную характеристику. Процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями. Малышу нравится описывать внешность, характер, употребляя при этом образы сравнения, различные формы существительных и прилагательных. Развитие речи, ее интонационное оформление продолжается во время обыгрывания игрушек и инсценировок с ними.

   Труд по изготовлению поделок способствует воспитанию характера, требуют значительных волевых усилий (выдержки, настойчивости, умения достигать определенного результата, планировать свою деятельность с учетом общей цели).

     Коллективная работа формирует коммуникативные навыки, навыки взаимопомощи, воспитывает дружеские взаимоотношения. Ребенок включается в общее дело по созданию единой композиции, учится распределять обязанности по созданию элементов композиции.   

     Детское конструирование и ручной труд, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. Поэтому создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

      При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

     Результатом любого творчества ребенка в области конструирования и ручного труда может стать проект, выставка детского творчества, сюжетно-ролевая игра или театрализованное представление. Изготовленные поделки могут использоваться для оформления интерьера детского сада, украшения участка, группы, оформления игры, подарков близким людям. 

 

Литература:

  1. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду.Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 160с.
  2. Н.В. Дубровская. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 128с.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. – М.: Мозаика-синтез, 2014 (соответствует ФГОС).
  4. Новиков И.В. «Конструирование из природных материалов в детском саду», 2009.
  5. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», 1999.

.  .  .