Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическое сопровождение процесса формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении

Дата публикации: 2018-09-18 08:50:45
Статью разместил(а):
Григорьева Марина Григорьевна

Методическое сопровождение процесса формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы

Автор: Григорьева Марина Григорьевна

МБДОУ ПГО «Детский сад № 34», г. Полевской

 

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Задача приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы озвучена авторами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает, кроме прочего, формирование у детей элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Учитывая это, дошкольное учреждение выстраивало работу в соответствии с годовой задачей: «Формирование интереса и потребности у детей дошкольного возраста в чтении художественной литературы с привлечением родительской общественности».

Известно, что в дошкольном детстве, главная роль в воспитании читательских интересов у ребенка принадлежит семье и дошкольному учреждению. Исходя из этого, чрезвычайно актуальным становится вопрос о повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, которые должны владеть общетеоретическими знаниями о жанровом и тематическом разнообразии детской литературы с учетом возрастных особенностей и воспитательно-образовательных задач, знать особенности восприятия детьми литературных произведений.

С этой целью был проведен семинар «Литературное воспитание дошкольников», на котором были раскрыты следующие вопросы: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» и «Требования к оформлению книжного уголка». С целью контроля оформления и содержания книжных уголков во всех возрастных группах ДОО были разработаны соответствующие критерии оценки. В рамках семинара заслушали сообщение старшего воспитателя «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», сообщение-практикум учителя-логопеда «Выразительное чтение».

Проверяя теоретические знания педагогов, была проведена Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». Выполняя контрольно-тестовые задания, все педагоги продемонстрировали достаточный уровень знания задач раздела «Художественная литература» по возрастным группам.

Контроль деятельности педагогов данного направления позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды групп.

При оформлении книжных уголков педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО, адаптируя их содержание к новообразованиям конкретного возраста. Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, используется мягкая многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения детей, отдыха и чтения. С помощью педагогов и самостоятельно дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.

Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую и познавательную активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков. Так в книжных уголках старших групп ДОУ появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, просмотрят мультфильм. В подготовительной группе «Почемучки» представлены разные жанры художественной литературы, а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения. Дети этой группы, опираясь на уже знакомые сказки, сочиняют свои собственные и рисуют к ним картинки. Поэтому в книжном уголке появился альбом «Сказки «почемучек».

Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах оформляются с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и тематического периода. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.

С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой. Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. За исправностью и сохранностью книг в уголках следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную больницу», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать. Оформлен альбом знаков и символов «Правила обращения с книгой».

С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат. Мебель для книжного уголка подбирается в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.

Методический кабинет пополнился картотеками портретов детских писателей и художников, иллюстрировавших сказки и книги для детей, с краткой биографией. Оформляются тематические выставки, посвященные творчеству писателей. Для лучшей организации на каждый месяц ведется календарь памятных дат, позволяющий воспитателям ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочиваются выставки. Обновлен иллюстративный материал к различным русским народным сказкам. Приобретены CD диски и оформлена фонотека с записями литературных произведений разных жанров и авторов. Для решения проблемы недостающих наглядных и методических пособий по ознакомлению с культурой и историей родного края, приобретены книги уральской писательницы Светланы Лавровой «Удивительный Урал» и «Потешные прогулки по Уралу». Данные произведения лаконичны, красочны, интересны и понятны детям, так как доступны для восприятия дошкольниками.

Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОУ имеет характер открытой, незамкнутой системы. Созданные в группах книжные уголки способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.

Для эффективной организации работы по приобщению детей к чтению необходимо выяснить, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, а также читательские запросы родителей.

С этой целью было проведено анкетирование родителей «Проблемы детского чтения», в котором приняли участие 61% родителей. Все опрошенные родители единогласно хотят, чтобы их дети читали. Почти все знают, почему необходимо читать и читают книги своему ребенку. Но 8% родителей не ответили, какую книгу читают ребенку в настоящее время. И, к сожалению всего 31% обсуждают с ребенком прочитанное. Только 28% родителей дают возможность ребенку самому выбрать книги. Домашнюю библиотеку имеют 47% родителей, а какие книги в ней преобладают, 21% опрошенных не ответили. Часто покупают книги 28%. Имеется 3% родителей, которые совсем не читают, хотя они должны воспитывать своим примером. Читающие родители предпочтение отдают различным жанрам. Отрадно, что большинство родителей 45% ответили, что интернет не способен заменить книги. И 49% - высказали свое мнение, как можно привлечь ребенка к чтению.

В современной социокультурной ситуации воспитатель должен вести просветительскую работу с родителями, выступать в качестве консультанта по вопросам организации семейного чтения. Поэтому особое внимание было направлено на эту проблему. Педагогами были запланированы и проведены родительские собрания: «Будущие читатели», «Семейное чтение», «Общение с книгой», «Ребенок и книга»; организованы консультации: «Первые книги ребенка», «Как приучать ребенка к книге», «Что и как, читать ребенку дома». В группах были оформлены мини-библиотеки для родителей, где можно взять для ознакомления как психолого-педагогическую, так и художественную литературу для чтения детям. Пополнилось и обновилось информационно-деловое оснащение для родителей.

Администрацией ДОУ был заключен договор о совместной деятельности с городской библиотекой. Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайного, интересного мира. И это знакомство должно произойти именно в дошкольном возрасте, когда еще нет обязательного чтения. Используя имеющиеся в библиотеке ресурсы, дошкольникам предлагались тематические выставки, беседы, викторины, конкурсы в соответствии с комплексно-тематическим планированием дошкольного учреждения. Работники библиотеки выступали на педсовете и родительских собраниях. В результате 40% родителей подготовительной группы вместе с детьми записались в библиотеки города и стали активными читателями.

В рамках тематического педсовета «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» заслушали выступление заведующего городской библиотекой – Полищук О.С. с темой: «Встреча с интересной книгой». Было представлено сообщение музыкального руководителя «Театрализованные игры как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой». По итогам тематической проверки было отмечено, что воспитатели владеют необходимыми умениями по данному направлению на достаточном уровне, а именно:

- проводят многоаспектный анализ произведения (содержательно-методический анализ, исполнительский анализ, языковой анализ);

- используют активизирующий прием (умение точно и доступно формулировать вопросы к детям);

- работают над нравственным аспектом (воспитание у детей нравственного, любовного отношения к книге);

- умеют правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду;

- принимают участие в методической работе (подготовка консультаций, открытый показ для педагогов, выступление на педсоветах).

Вниманию педагогов была предложена презентация воспитателей подготовительной группы по обмену опытом «Сотрудничество с библиотекой». В завершение педагоги разработали рекомендации-советы, на основе которых старший воспитатель сформулировал и оформил памятки для родителей: «Воспитывайте будущего читателя», «Добрые советы», «Правила обращения с книгой».

Одним из положительных моментов привлечения родительской общественности к реализации данной задачи стало проведение внутри ДОУ творческого смотра-конкурса «Любимая книжка-самоделка», который был направлен на повышение интереса к произведениям художественной литературы детей и родителей, на воспитание любви и бережного отношения к книге и способствовал сотворчеству детей и взрослых. Многие родители с детьми приняли активное участие. Лучшие работы были отмечены Благодарственными письмами ДОУ и призами.

Для систематизации образовательной деятельности с детьми и разнообразия форм работы с родителями календарное комплексно-тематическое планирование ДОУ было дополнено тематическим периодом «Книжкина неделя». Своим опытом наши педагоги делились на городском методическом объединении «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» с темой «Подружись с книгой», в рамках которого для коллег города были представлены новые формы работы: культурно-досуговая деятельность «Праздник книги»; презентация педагогического проекта с детьми средней группы «Мой умный друг – книга» и выставка совместного творчества. На выставке были представлены лучшие «книжки-самоделки», изготовленные совместно с родителями, макеты по любимым сказкам и закладки для книг, сделанные детьми подготовительной группы.

Реализуя вариативную часть ООП и принципа регионализма для детей была организована встреча с писателем-краеведом г. Полевского А.Н. Кожевниковым. Алексей Николаевич познакомил детей с отрывками своих очерков, стихов об истории города Полевского и судьбах людей, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом. Также затронул и упомянул места, описанные в сказах Бажова. Потому что старшие дошкольники, прекрасно зная содержание многих бажовских сказов, никак не могут совместить их, так сказать, «географические ориентиры» со своим родным городом Полевским.

В рамках областного межведомственного культурного проекта «Открытая книга» проходил городской Фестиваль мультимедиа презентаций «Книга уральских писателей – малышам». От ДОУ участвовало 5 педагогов, работы которых вошли в электронный Сборник ОМС Управление образованием ПГО.

С целью расширения знаний о сказах Бажова и культурно-исторических традициях края, дошкольное учреждение взаимодействует с Полевским историческим музеем. Увлекательно и интересно прошло тематическое занятие-игра «В гостях у Синюшки» на базе музея, в котором участвовали группы старшего дошкольного возраста. В городской художественной школе посетили выставку детских работ «Уральских гор подаренье…», посвященную творчеству П.П. Бажова.

Создавая оптимальные условия культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, организуя при этом необходимую среду развития ребенка через книгу и театр, ДОУ заключило договор о совместной деятельности с театром «Грим-маски» г. Екатеринбурга. Реализуя проект «Воспитание театром», детям были представлены спектакли: «Сказочные приключения не только для развлечения» (по сказкам А.С. Пушкина); «Дорогое имечко» и «Бабушкины перышки» (по сказам Бажова); «Машенька и медведь» (по р.н. сказке); «Золотой ключик» и др.

Создавая условия для речевого и художественно-эстетического развития детей, а также воспитания положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям (в т.ч. произведениям поэтов-земляков), формирования навыков выразительного чтения, в дошкольном учреждении проводятся смотры-конкурсы чтецов.

Мотивируя воспитанников подготовительной группы на чтение художественно-литературных произведений, приобщение к словесному искусству, развитие литературной

речи, а также формирования у детей интеллектуально-коммуникативной стратегии, воспитатели предоставили возможность воспитанникам для творческой самореализации, участвуя во Всероссийской Викторине по произведениям А.С. Пушкина.

В течение года педагоги ДОУ работали над темами по самообразованию в соответствии с данной проблемой и делились опытом работы перед коллегами и родителями, подготовив интересные формы отчетности: беседа нравственного характера после прочтения р.н. сказки «Хаврошечка» с детьми старшей группы; мьюзикл «Колобок» с детьми подготовительной группы; презентация развивающих игр, изготовленных педагогами и родителями с детьми старшей группы по художественным произведениям; литературная викторина с детьми средней группы по творчеству К.И. Чуковского. Данные разработки вошли в методическую копилку ДОУ «Подружись с книгой».

Важно отметить, что для разнообразия форм работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы и заинтересованности детей наши педагоги используют в практической деятельности современные технологии и методики:

- элементы сказкотерапии (специальные сказки, помогающие дать детям обратную связь о некорректных формах их поведения, показать последствия некоторых желаний, избавиться от нежеланных пороков, просто поговорить о жизни);

- игровые технологии на занятиях по восприятию художественной литературы (изучают литературу при помощи различных игровых форм, подбирают произведения наиболее крупных писателей и значимых произведений. Например, игра «Изучаем карту мира». На большой карте мира дети находят и отмечают страны, которые прозвучат в произведении «Почта» С. Маршака. Кроме того, можно добавить картинки животных, живущих в этих странах, жителей в национальных костюмах и т.д.);

- мнемотехнику (воспроизведение сказок с помощью символов, рисунков, схем);

- театральное перевоплощение (эмоциональное восприятие литературных произведений с использованием здоровьесберегающих технологий).

Результат целенаправленной и системной работы ДОУ по формированию интереса и потребности у детей дошкольного возраста в чтении художественной литературы пролеживается в положительной динамике. К концу учебного года уровень овладения дошкольниками необходимыми навыками и умениями по разделу «Чтение художественной литературы» следующий: не стало низкого уровня; на высоком уровне развития 48% детей (увеличение на 16%); остальные 52% детей на среднем уровне. Так же можно отметить положительные результаты по уровню развития личностных качеств «Эмоционально отзывчивый» и «Любознательный, активный»: на высоком уровне 21% (увеличение на 7%); 77% детей соответствуют возрасту (увеличение на 14%) и только у 2% детей - отдельные компоненты не развиты.

Таким образом, предложенный опыт методического сопровождения педагогов и созданные условия в ДОУ обеспечивают эффективную организацию образовательной деятельности с дошкольниками по данному направлению.

.  .  .