Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Взаимодействие специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности

Дата публикации: 2018-09-14 12:08:32
Статью разместил(а):
Мельникова Юлия Сергеевна

Взаимодействие специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности

Автор: Мельникова Юлия Сергеевна

старший воспитатель МБДОУ "Чайка", г. Черногорск

 

Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.

В современных условиях все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающий эффективность коррекционного процесса.

Теоретические и практические исследования в этом направлении выявили, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи успех коррекционно-логопедической работы в большей степени зависит от логопедизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и других узких специалистов  под четким руководством старшего воспитателя в условиях Учреждения.

В МБДОУ обращено особое внимание  на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между деятельностью всех специалистов Учреждения, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Старший воспитатель как координатор взаимодействия

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Иногда в педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, частично  занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:

  • четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в развитии детей;
  • с кем он взаимодействует;
  • какова доля участия всех остальных.

Старший воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Роль старшего воспитателя как координатора взаимодействия узких специалистов образовательного учреждения является основополагающей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:

задача старшего воспитателя  – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. В связи с этим функции методического сопровождения, получают соответствующее наполнение:

информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и психологии;

аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль деятельности;

координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана Учреждения (координация годового и месячного перспективных планов ДОУ и планов узких специалистов);

инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;

контролирующая – позволяет отслеживать качество работы, обеспечивающее выполнение государственных стандартов в обучении,  воспитании и коррекции нарушений дошкольников, исключая перегрузку.

Исходя из функций, можно выделить основные направления работы старшего воспитателя:

образовательное – создание системы управления работой узких специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;

научно-исследовательское – определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада;

диагностическое – мониторинг результативности образовательного процесса;

информационное – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе.

В МБДОУ «Чайка» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которой особое внимание уделяется коррекционным процессам.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательной программой, принимают участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Содержание и структура педагогической помощи и речевой коррекции, во многом зависит от диагноза, рекомендаций узких специалистов ПМПК, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Поэтому ведущими идеями коррекционной работы с  детьми, имеющими тяжелые нарушения речи являются: 

- личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;

- индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;

- учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;

- интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей и  педагогов

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые организуют их взаимодействие в коррекционно-педагогическом процессе.

Индивидуальная работа учителем-логопедом ведется по следующим направлениям:

·        Развитие артикуляционного аппарата,

·        Формирование правильного звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, автоматизация звуков, дифференциация звуков),

·        Развитие речевого дыхания,

·        Развитие моторики,

·        Развитие слухового внимания и памяти,

·        Развитие зрительного восприятия,

·        Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия),

·        Работа над слоговой структурой слова,

·        Развитие лексической стороны речи (знакомство с новыми словами, конкретизация, формирование обобщающих функций слова)

·        Совершенствования грамматического строя речи,

·        Развитие связной речи и речевого общения.

 

Старшим воспитателем  составляется расписание индивидуальных занятий с детьми, учителем-логопедом - тематический плана занятий по формированию фонематической стороны речи (фронтальные и подгрупповые занятия). В процессе индивидуальной коррекционной работы, ведется мониторинг речевого развития ребенка, для дальнейшей корректировки педагогической и коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Мониторинг речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи проводится по методическому комплексу программы Н.В. Нищевой. Результаты мониторинга вносятся в таблицу и речевой профиль. На этой основе корректируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Учителем-логопедом проводится мониторинг речевого развития для корректировки своей деятельности два - три раза в год (первичный, промежуточный мониторинг – по запросу родителей, итоговый в конце учебного года).

Старший воспитатель  оказывает  помощь учителю-логопеду в организации взаимодействия, проводит координационное функционирование, отслеживает результаты проведенной работы и  анализирует их.      Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на: 

• создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

· развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;

• совершенствование мелкой моторики;

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие зрительно-моторной координации;

• развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

• активизацию отработанной лексики;

• снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

• обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

• повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.

Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития;

заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста;

осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно - образовательную среду Учреждения в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
 Педагогом - психологом систематически проводится мониторинг исследования уровня межличностных взаимоотношений в детских коллективах: социометрическое обследование в форме игры «Кого я возьму с собой…»

По результатам мониторингов, проведенных узкими специалистами, старшим воспитателем проводится анализ деятельности специалистов, намечаются пути решения возникших проблем в организации коррекционной работы, и на педагогических консилиумах , согласно представленному анализу, педагогами  планируется коррекционная работа и вносятся корректировки в текущую деятельность специалистов по каждому направлению. Результаты системы мониторинга являются ориентиром для построения педагогами образовательной деятельности с воспитанниками:

 - индивидуальной работы,

 - оптимизации работы с группой воспитанников

Работа воспитателя группы компенсирующей направленности тесно переплетается с работой учителя-логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи.

В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов Учреждения. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи два раза в год (сентябрь, май) проводится педагогическая диагностика познавательного, речевого, художественно– эстетического, социально–коммуникативного развития дошкольников на основе «Диагностики педагогического процесса» Н.В. Верещагиной (рекомендована образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи – автор Н.В. Нищева), по итогам которой проводится корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук.

Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение народных игр с пальчиками и обучение детей ручному труду (изготовление простых игрушек из природного материала, пластилина ) в кружке «Пластилиновая страна» обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия в кружке «Речецветик»  способствуют формированию интонационной выразительности речи, развитию умения слушать и понимать содержание произведений устного народного творчества, улавливать их ритм, повышать речевую активность детей.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.

На лого-ритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, психологической гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

В МБДОУ «Чайка»  уделяется серьезное внимание физической культуре.

Инструктор по физической культуре проводит педагогическую  диагностику 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) – это тестирование физических качеств в соответствии с рекомендациями В.И. Усакова «Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников», по результатам которого совместно со старшим воспитателем проводится анализ и корректировка деятельности инструктора по физической культуре и вносятся соответствующие рекомендации в тетрадь взаимодействия с узкими с узкими специалистами. По рекомендациям  врача   дозирует  двигательную активность, работает над координацией    движений,     дыхательной гимнастикой, речевой нагрузкой,  мелкой моторикой. 

Наряду с общей соматической ослабленностью,  детям с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо скоординированы, скорость  и  четкость  их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.    

  

Инструктор по физической культуре совместно с учителем – логопедом занимается оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием просодических компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают также психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи,  преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержания других занятий.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии,  психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход,  доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.

Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха и многое другое.

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года совместно с родителями проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника.  Тесное взаимодействие специалистов Учреждения, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи положительно сказывается на качестве работы.

.  .  .