Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методический семинар "Активные методы обучения"

Дата публикации: 2018-08-21 15:23:00
Статью разместил(а):
Тихонина Елена Александровна

Методический семинар

«Активные методы обучения»

Авторы: Тихонина Елена Александровна

и Серебренникова Людмила Владимировна

МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 3"

г. Уржум Кировской области"

 

Цель: 

определить сущность АМО и необходимость их применения воспитателями в ВОП.

Задачи: 

- познакомить педагогов с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах НОД;

- выявить опыт педагогов по данной теме;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.

Оборудование: 

- презентация «Активные методы обучения»;

- визитные карточки;

- трафареты ладошек по количеству участников;

- картинки деревьев и фруктов;

- трафарет светофора, кружки зеленого, красного и желтого цветов;

- картинки шарика и тучки;

- таблица «Стратегии обучения»;

- карточки для работы в группах;

- таблица «Составление кластера»;

- музыкальное сопровождение к АМ релаксации;

- таблица «На линии огня»,

- белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.

 

План проведения методического семинара:

  1. Организационная часть.
  2. Открытие семинара. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.
  3. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками».
  4. Упражнение «Представление» («Визитная карточка»).
  5. Упражнение «Что себе подарить?»
  6. Вступительная часть. 
  7. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).
  8. Методическая разминка «В школе животных».
  9. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.

4.Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах.

АМ «Светофор».

III. Теоретическая часть. 

Выступление-презентация по теме «Методы обучения в условиях реализации ФГОС ДО».

  1. Практическая часть. 
  2. Мастер-класс «Применение АМО на разных этапах НОД».
  3. Рефлексия. 
  4. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).
  5. Обмен опытом по внедрению АМО в  группах ДОО.
  6. Итог семинара-практикума. 

 

ХОД СЕМИНАРА

«Плохой учитель преподносит истину, 

хороший учит ее добывать» 

А. Дистервег

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Открытие семинара. Приветствие. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.

  1. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками». 

1 Ведущий: - Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»

- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

  1. Упражнение «Представление» («Визитная карточка»).

2 Ведущий: 

Каждый участник по очереди представляет своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для ФИО самое главное…”.

1 Ведущий: 

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группах). Формирование групп.

  1. Упражнение «Что себе подарить?»

2 ведущий:

Сейчас каждый из вас сделает подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся подарком самому себе. Это будет ваза с цветком. Мы к серединкам цветка добавим лепестки, на которых  вы напишите  качества. 2 лепестка я уже к серединке цветка прикрепила – это те качества, которые мне больше всего нравятся в людях.  (доброта, оптимизм).  Каждая группа выберет себе в подарок те качества, которых нет у вас. Я попрошу лепестки прикрепить к цветку.  Главное условие – чтобы при взгляде на подарок самому себе у вас улучшалось настроение. Дадим ему название? («Мои достоинства»). Цветок показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.

 

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 
  2. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара. 

АМ «Ладошки». 

1 Ведущий: 

Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне «ладошки» напишите ожидания, а на другой опасения.

В конце семинара мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.

2 Ведущий:

Методическая разминка «В школе животных». 

Цель - сфокусировать внимание участников мероприятия на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Ведущий рассказывает притчу: 

Был однажды создан детский сад для животных. Педагоги были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то детей преследовали неудачи. Утка была звездой занятия по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали занятия по лазанью по деревьям, что их ежедневно наказывали. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального инструктора по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

1 ведущий:

  1. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия. 

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

  1. Кто здесь неудачник: воспитатель или воспитанники-звери?

Почему вы так думаете?

  1. Как развивать воспитанников с разными уровнями развития?

Проводить индивидуальную работу, использовать личный пример, ИКТ технологии, применять дифференцированный подход к выбору методов и приемов.

  1. Как выстраивать ВОП процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Я считаю необходимо использовать все группы активных методов воспитания и обучения. 

2 Ведущий: 

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс воспитания и обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

1 ведущий:

  1. Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах. 

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

более длительная традиция использования пассивных методов,

недоверие к относительно инновационным методам,

отсутствие собственного опыта интерактивного обучения у педагогов,

недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Различия между пассивными, активными и интерактивными методами. 

Многие хотели бы определить для себя разницу между пассивными, активными и интерактивными методами обучения.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников ВОП.

Поэтому предлагаем вам немного поработать.

Работа в группах. 

Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных, активных и интерактивных методах обучения.

2 Ведущий: 

Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?

Сейчас мы предлагаем вам одну из форм деления на группы. Вы выбираете карточку с рисунком, по рисунку определите к какой стратегии (пассивных, активных или интерактивных методов) относится данный рисунок. Выбираете эту стратегию, которую, по вашему мнению, раскрывает рисунок. (пересаживаетесь в эту группу). Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор, и результаты работы группы оформите на листе, заполняя таблицу:

 

Таблица: Стратегии воспитания и обучения 

____________________________методы

Роль воспитателя 

Роль ребенка 

Способ взаимодействия 

Источник информации

 

 

 

 

Стратегии воспитания и обучения 

Методы

Роль воспитателя 

Роль ребенка 

Способ взаимодействия 

Источник информации 

 

 

 

 

Стратегии воспитания и обучения 

методы

Роль воспитателя 

Роль ребенка 

Способ взаимодействия 

Источник информации

 

 

 

 

Слова для справок:

Субъект процесса, пассивный объект, участник процесса, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации,
линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение; книги, словари, сборники, ИКТ;
одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через 
проживание опыта, создаёт условия для инициативы воспитанников; 
нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы …

 

____________________________методы

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия: 

Роль воспитателя 

Роль ребенка 

Способ взаимодействия 

Источник информации 

воспитатель - центральная фигура, он источник информации;

он распределяет время, работу;

много контролирует;

 

воспитанник - пассивный объект воздействия;

группа - масса;

нет активного творчества воспитанников, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

нет инициативы воспитанников, самостоятельности.

одностороннее, линейное взаимодействие;

книги, словари, сборники, ИКТ;
 

Активные стратегии или методы кругового воздействия.

Характер взаимоотношений изменяется, хотя воспитатель и остается центральной фигурой. 

Воспитатель  источник информации, эксперт;

нет жесткой структуры занятия, т.к. воспитатель готов действовать по ситуации.

Воспитанник  уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом совместной деятельности; темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения; 

круговое взаимодействие 

книги, словари, сборники, ИКТ; 

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.

Роль воспитателя резко изменяется:

он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации; 

его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы детей;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях; 

ребенок - полноправный участник воспитательно-образовательного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими воспитанниками;

совместное обсуждение - 

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

книги, словари, сборники, ИКТ; 

1 Ведущий: Группы таблицы отдают гостям. 

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия: 

одностороннее, линейное взаимодействие;

воспитатель - центральная фигура, он источник информации;

он распределяет время, работу;

много контролирует;

воспитанник - пассивный объект воздействия;

группа - масса;

нет активного творчества воспитанников, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

нет инициативы воспитанников, самостоятельности.

Активные стратегии или методы кругового воздействия.

Характер взаимоотношений изменяется, хотя воспитатель и остается центральной фигурой:

Воспитатель источник информации, эксперт;

Воспитанник уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом совместной деятельности; темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

нет жесткой структуры занятия, т.к. воспитатель готов действовать по ситуации.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.

Роль воспитателя резко изменяется:

он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы детей;

он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

ребенок - полноправный участник воспитательно-образовательного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими воспитанниками;

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

АМ «Светофор» с гостями работа с карточками: на экране 

(зеленый свет – согласен, желтый свет – сомневаюсь, красный свет – не согласен).

Вопросы для обсуждения: 

- Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения нового материала. (+)

- АМО можно применять на всех этапах занятия (НОД). (+)

- Для каждого этапа НОД используются свои методы обучения. (+)

- АМО строятся в основном на монологе (-), диалоге. (+)

- Знания – объект обучения. (-)

- Воспитатель – наставник, модератор, консультант. (+)

 

III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 

Выступление-презентация по теме:

«Методы обучения в условиях реализации ФГОС ДО» (СЛАЙД 1). Переход дошкольного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации ВОП.

Работая многие годы в д\с, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 60%. Почему?

Как гласит китайская притча:

«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ» (СЛАЙД 2).

Мы видим процентное соотношение уровня запоминания воспитанников в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Целью современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности.

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам школы. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Льва Сем. Выготского, Андрея Александровича Вербицкого, Влад. Вл. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком Алексеем Ник. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Львом Семеновичем Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста. В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!»

Притча «Все в твоих руках». 

В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным, а самое главное, успешным. 

Метод «Станьте любознательными».

Предлагаются цветные ксерокопии 3-х книжных обложек – разрезанных на части (5), ( игровые технологии, интерактивные, активные методы презентации результатов практ-ой работы ), а на обороте – вопрос.

Смена групп. Работа в группах: отвечают на вопросы.

 

Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС

(по уровням образования и предметным областям)

Вопрос 1:

Какие психолого-педагогические условия необходимы для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в Вашей группе? Ответ обоснуйте. Какие из условий уже созданы, а какие требуется еще создать? В ДОО для повышения уровня развития детей используются следующие методы:

1) постановка проблемы; 
2) формирование цели;

3) конкретизация цели в задачах;

4) самоконтроль; 
5) самооценка.

Важно активизировать деятельность всех воспитанников, включая менее сильных, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.
Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления занятий, привлечение детей к активной работе. Одними из приоритетных задач муниципальной модели дошкольного образования нашего структурного подразделения являются: разработка механизмов эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности воспитанников дошкольной организации; разработка элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников дошкольной организации; разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольной организации; увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено мультимедийным оборудованием, LSD мониторами и интерактивными досками. Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования. К сожалению, хотелось бы больше интерактивного оборудования в ДОУ, но всё упирается в финансы. Но мы стремимся к приобретению мобильного планетария, интерактивной песочницы, электронных конструкторов.

Вопрос 2

Какие виды игровой деятельности (виды игр) могут быть использована в Вашей группе как средство обучения и воспитания? Опишите их. Какие основные задачи применения активных методов идентификации целей, ожидания, опасений в Вашей профессиональной (педагогической или воспитательной) деятельности Вы видите?

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. «Ведущая деятельность не есть преобладающая, а ведущая деятельность та, которая ведет за собой развитие». В групповой комнате нашего учреждения созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспечение детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), меняются игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких игровых центров развития такие как: уголок для ролевых игр; книжный уголок; зона для настольно-печатных игр; выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); спортивный уголок; уголок для игр с песком; игровой уголок (с игрушками, строительным материалом); уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в НОД, так и в свободной деятельности. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Активные методы начала образовательного мероприятия; Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений; Активные методы презентации учебного материала; Активные методы релаксации; Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия. Предлагаю несколько методов активного обучения, применимых для детей дошкольного возраста как при проведении непосредственно образовательной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей.

Активные методы (АМ) выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Метод «Мишка боится, что…»
Цель: Помочь участникам высказать свои опасения вслух. Материалы: мишка или любая другая большая плюшевая игрушка. 
Время работы: 3-5 мин.

Структура работы: Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Участники по очереди берут игрушку и высказывают свои опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, я тоже иногда боюсь. А чаще всего я боюсь, когда нужно встречаться и работать с незнакомыми людьми. Во-первых, я боюсь…

Метод «Воздушные шарики» 
Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности
Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги. 
Время работы: 5 мин.
Структура работы: Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому ребенку раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке. Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания - это воздушные шарики, а опасения - тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него. По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки - опасения можно убирать. 

Метод “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Метод «Солнце и туча»
Цель: подведение итогов занятия Численность: все участники
Материал: лист ватмана, на одной его части нарисованное солнце, а на другом – туча, маленькие тучки и солнышки на каждого ребенка
Проведение: Дети озвучивают, что им понравилось в занятии, а что нет. Затем прикрепляют соответствующий значок на лист ватмана.

Вопрос 3.

Какие Вы используете или планируете использовать в своей профессиональной деятельности активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов воспитательно-образовательного мероприятия? Опишите их. В чем, на Ваш взгляд, состоят их основные достоинства?

В своей профессиональной деятельности активные методы презентации результатов практической работы подведения итогов ВОП я использую в конце учебного года, либо по завершении работы над каким-либо тематическим проектом в виде презентаций на педсоветах или «круглых столах», как отчётную форму своей работы. В презентативной форме отчетливо показана начальная форма работы, текущая деятельность и её итоги. Слушающие задают интересующие их вопросы, делают заметки, высказывают своё мнение о проделанной мной работе. В конце презентации составляется протокол мероприятия с выставлением оценок по достижению результатов воспитанников выступающего. 

Из изученного в ходе обучения на курсах повышения квалификации хотелось бы взять на заметку такие методы презентации результатов, как Метод «Групповой обмен впечатлениями», Метод «Рынок мнений», Метод «Формы группового общения». На мой взгляд данные методы чётко регламентируют правила, как в игре. Все малые группы в ходе работы должны дать ответы на одни и те же вопросы. На общем собрании каждая группа дает свой ответ на один из вопросов. Другие группы высказывают свое мнение о нем, только если их ответ совершенно противоположен данному. При этих методах не нужно выслушивать долгие сообщения.

 

Во время обсуждения групп:

1 ведущая:

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это:

- групповая форма организации работы участников образовательного процесса;

- использование деятельностного подхода к обучению;

- практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;

- игровой и творческий характер обучения;

- интерактивность образовательного процесса;

- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;

- использование знаний и опыта обучающихся;

- активизация в процессе обучения всех органов чувств;

- рефлексия процесса обучения его участниками.

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

- активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения; развивают партнерские отношения;

- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;

- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях детей.

2 ведущая:

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе.

С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в подгруппах, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду. Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию.

 

Слушание в группах:

Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС ДО, созданию в образовательной деятельности с воспитанниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Одним из наиболее перспективным АМО является -

 

1 вед: Технология проблемного обучения в ДОО. Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) 

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. 

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного 

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний. 

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. 

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Вы можете сейчас выбрать вопросы для обсуждения на следующем методическом семинаре:

  1. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). 
  2. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения? 
  3. Формы организации проблемного обучения в ДОУ?

2 вед: Технология разноуровневого обучения.

Это педагогическая технология организации воспитательно-образовательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения познавательного материала.  То есть глубина и сложность одного и того же материала различна в группах 2-х уровней: А- высокий уровень развития, Б- низкий уровень развития, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать познавательным материалом на разном уровне. но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. 

Основу технологии разноуровневого обучения составляют: 

*  психолого-педагогическая диагностика воспитанника; 

*  сетевое планирование; 

*  разноуровневый дидактический материал.

Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей: 

для первой группы (группа «А»)

  1. Пробудить интерес к новым материалам путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Применять в повседневной жизни знания и умения.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В»)

  1. Развивать устойчивый интерес к НОД.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над проблемной ситуацией, заданием, проектом.

Выберите, пожалуйста, темы НОД  для  подготовки взаимопосещений педагогами с учетом использования АМО, в частности ТРО.

  1. Наш город
  2. Осень. Приметы осени.
  3. Овощи и фрукты
  4. Хлеб – всему голова.

Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления воспитанником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате дети учатся искать необходимые данные, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Рефлексия: «Метод Мухомор»

Разделенный на 8 секторов круг с технологиями АМО:

- мозговой штурм, 

- метод проектов,

- методы удивления, любования, уверенности, успеха,

- метод эвристических вопросов,

- игровое проектирование и другие.

- проблемные ситуации,

- групповая и парная работа,

- творческая игра «Диалог».

 

Педагогам предоставляется возможность обозначить свою оценку по частоте использования методов АМО. Чем чаще АМО используется, тем ближе к центру круга педагог устанавливает символ.

Заключение. 

Я надеюсь, что вам удалось получить базовое представление об АМО и их возможностях.

Вручение буклетов: И в качестве небольшого сюрприза я хочу подарить вам буклеты с кратким обзором нашей сегодняшней темы.

Спасибо за внимание!

.  .  .