Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воспитательно-образовательная работа в средней группе "Почемучки" в 2017–18 уч.г.

Дата публикации: 2018-06-17 11:50:14
Статью разместил(а):
Сизенко Светлана Николаевна

Воспитательно-образовательная работа

в средней группе "Почемучки"

за 2017–2018 учебный год

Автор: Сизенко Светлана Николаевна

 

Списочный состав группы на конец года составил 27 детей, 18 девочек и 9 мальчиков. Возраст детей 4-5 лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Конфликты между детей возникают, но и быстро разрешаются. Работа в средней группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. Организация учебно - воспитательного процесса строилась на педагогически обоснованном выборе программы - программа воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы.

Согласно программе были поставлены следующие задачи на учебный год:

1. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, совершенствовать культурно - гигиенические навыки.

2. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях.

3. Совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударений.

4. Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.

5. Создавать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

Для решения этих задач были использованы различные методы и приемы:

• Наглядный;

• Словесный;

• Практический.

Формы работы:

- совместная деятельность;

- работа с родителями;

- самостоятельная деятельность детей.

Педагогический процесс в течении года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей. ООД проводилась систематически в соответствии с основной общеобразовательной программой.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием образовательной деятельности. Поставленные задачи достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

В нашей группе игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны, как: парикмахерская, кухня, больница, авто-мастерская, уголок ряженья, уголок по ПДД, «библиотека», музыкальный, театральный, спортивный, уголок природы.

В период с сентября по май обновлялась и пополнялась развивающая среда в группе: приобрели настольные игры по правилам дорожной безопасности, безопасности дома и на улице, настольные игры по математике, по речевому развитию, по природному миру, папку-передвижку по пожарной безопасности, дидактические игры а так же папки – передвижки с информацией для родителей, раздаточный материал по математическому развитию и речевому развитию. Сделали картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, картотеку подвижных игр. В течении учебного года постоянно обновляли и дополняли материал в игровых уголках.

В учебной зоне по развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д. По изо деятельности имеется всё необходимое для детей среднего дошкольного возраста, пособия для нетрадиционного рисования. Все это способствует развитию умственных способностей детей, формирует память, внимание, аккуратность, развивает мелкую моторику.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появились ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли меняются. Игровые действия начали выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Особенности образовательного процесса ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей

В течение года в группе регулярно проводилась воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа.

Проводились закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводились утренние зарядки, прогулки с подвижными играми. Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществляется по следующим образовательным областям:

• физическое развитие;

• познавательное развитие;

• социально – коммуникативное развитие;

• речевое развитие;

• художественно – эстетическое развитие.

На начало и конец года проведена диагностика планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми. По результатам мониторинга на начало учебного года у детей в основном преобладает низкий и средний уровень развития, а полученные результаты на конец года указывают на положительную динамику результатов образовательного процесса.

Физическое развитие.

Высокий уровень – 63%, средний уровень – 37%

На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и профилактическая работа, проводились закаливающие мероприятия, используются здоровьесберегающие технологии, что ставит улучшение физического состояния и здоровья детей. Применение здоровьесберегающих технологий и индивидуального подхода к каждому ребёнку позволило укрепить здоровье и снизить заболеваемость детей.

Каждый день проводились: утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна, дыхательные упражнения, подвижные игры, прогулки, 2 занятия в неделю физической культуры. На конец года стоит отметить, что дети физически развиваются, с желанием двигаются, с интересом выполняют разнообразные физические упражнения. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое.

Но мониторинг показал, что у Ищенко Богдана, Ковалевой Вари, Везерхова Германа плохо получается – бросание мяча вниз, вверх, об пол, ловля мяча, метание на дальность.

В течение года с детьми была проведена индивидуальная работа : беседы о спорте, разбирались ситуации о правилах поведения в спортивных играх ; отрабатывались общеразвивающие и спортивные упражнения, разучивались подвижные игры; проводились беседы и консультации с родителями. Дети результативно и точно выполняют физические упражнения, проявляют элементы творчества в двигательной деятельности. Приобщали к здоровому образу жизни, укрепляли физическое и психологическое здоровье детей. У детей сформировались привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Познавательное развитие.

Высокий уровень – 58%, средний уровень – 42%

Дети научились классифицировать предметы по цвету, размеру, форме, выделять один предмет из группы. Усвоили порядковый и количественный счёт в пределах 5. Различают цифры, части суток.

Есть дети, которые испытывают затруднения в ориентации в пространстве, путают право и лево, во времени (вчера, завтра)

Узнают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи, фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях, называют и различают времена года, понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда; различают по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты.

Знают геометрические фигуры овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Наши воспитанники научились различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок). использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) .

Двое детей из группы затрудняются в установлении связей между действиями (что сначала, что потом). Ищенко Богдан затрудняется в соотнесение числа с количеством предметов. С ним планируем проводить индивидуальную работу в летний период.

Речевое развитие.

Высокий уровень – 44%, средний уровень – 56%

На начало года стояла задача: правильно произносить слова. У большинства детей получается, но есть дети, которые не выговаривают или не чётко произносят звуки. Почти все правильно по аналогии образовывают существительные, употребляют в речи прилагательные, глаголы. В группе есть сильные дети, которые используют в речи практически все части речи, строят простые нераспространённые предложения с однородными членами, показывая высокий уровень усвоения программного материала  Но есть дети, которые отвечают на вопросы не полными предложениями, испытывают затруднения в составлении рассказов из личного опыта и по картинке). Углубленная работа по этой теме будет продолжена.

Очень успешно на протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой. Дети с удовольствием слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках; узнают и называют героев. Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок

Многие дети научились правильно произносить гласные и согласные звуки. Ребята активнее стали работать на занятиях. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась. Научились описывать предмет, картину ; составлять рассказ по картине ; пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Кабанов Антон, Дворников Богдан, Батиева Александрия - затрудняются в выделении указанных звуков в слове, в произношении свистящих, шипящих, Л, Р,; так-же у этих детей слабо развита связная речь. Планируем проводить систематически индивидуальную работу в летний период.

Социально-коммуникативное развитие.

Высокий уровень – 71%, средний уровень – 29%

Дети с удовольствием играют в дидактические, развивающие игры. Овладели навыками сюжетной игры. В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих, о состоянии воды. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости. Дети умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение зелёного, жёлтого, красного сигнала светофора. Предоставления детей соответствуют программе.

В течение года с детьми проводились беседы о безопасном образе жизни, о значении безопасного поведения ; разбирались ситуации о правилах безопасного поведения. Дети научились самостоятельно понимать опасные ситуации и находить верные выходы из них. У большинства детей поведение и общение положительно направлены. Они имеют представления о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной обстановке. Чутко реагируют на оценку своих действий и поступков, воздерживаются от повторных действий, отрицательно оценённых взрослыми. Осуществляют элементарный самоконтроль. У детей появился интерес к различным видам игр. Они приучены к самостоятельному выполнению правил. Дети научились самостоятельно одеваться, раздеваться ; аккуратно складывать и вешать одежду. С охотой выполняют индивидуальные и коллективные поручения. Многие дошкольники имеют представления о труде взрослых, о разных профессиях.

Большое внимание во время года уделялось работе воспитания патриотических чувств. Знакомили с рассказами и стихами о Родине. Проводились беседы о папах и дедушках, как о защитниках Родины, рассматривался демонстративный материал на военную тематику, просматривали презентации «Моя малая Родины», «Защитники отечества», «Этот день победы».

Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Сложность в группе создаёт поведение гиперактивных детей, мы постоянно проводим работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.

На конец учебного года показатели хорошие, но обратить внимание надо на усвоение норм принятых в обществе. (Здороваться при встрече, разговаривать спокойно, не громко, стараться не толкаться, проявлять заботу, уступать друг другу). Это Трубина Кира, Везерхой Герман, Мухина Маша.

Художественно-эстетическое развитие.

Высокий уровень – 64%, средний 36%

Важное направление в развитие детей, как говорят ученые «Ум детей на кончиках пальцев». Наши дети любят лепить, рисовать. Они знают и различают цвета. Умеют раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, составляют предметы состоящие из 2-х частей. ; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. При работе с красками некоторые дети не аккуратны, они стараются сделать быстро и от этого небрежная работа, у некоторых возникает проблема при выборе цветовой гаммы. Многие аккуратно раскрашивают цветными карандашами, не выходя за контур, в основном все научились правильно держать карандаш. У большинства детей возникает проблема при работе с ножницами. Дети хорошо и последовательно выполняют аппликации по образцу из заранее приготовленных деталей, правильно их располагают на листе бумаги. Некоторые дети не аккуратны при работе с клеем. Научились последовательно и сообща работать, выполняя коллективные работы..

Дети научились правильно держать ножницы и пользоваться ими. Многие дети умеют создавать из пластилина предметы, состоящие из 2-3 частей.

Умеют в рисунке, лепке выразительно передавать образы объектов окружающего мира все дети знают и называют цвета. Научились смешивать краски для получения.

 Остановимся подробнее на результатах:

В течении всего времени мы воспитывали у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Продолжали формировать навык по самообслуживанию: закрепляли умение пользоваться расчёской, носовым платком, совершенствовали навыки аккуратного приёма пищи, умения правильно пользоваться столовыми приборами, убирать игрушки после игры, наводить порядок в группе и на детской площадке, самостоятельно одеваться на прогулку, после дневного сна. Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу, хотя есть исключения, но они стараются соответствовать уровню других ребят. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Трудовое воспитание на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. Предполагаемая причина данного явления - самостоятельность и заинтересованная активность детей.

На протяжении учебного года была подготовлена предметно - развивающая среда в группе. Подобранны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развития детей согласно их возрастным особенностям. Были обновлены центры активности - Книжный уголок, уголок природы, экспериментально-исследовательской деятельности, физкультурный уголок, уголок художественного творчества. Которые играют особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Совместно с детьми оформляли, по - сезонно, развивающую среду группы.

В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения: «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Широкая масленица», «Утренник 8 марта», «Веснянка», «Развлечение посвященному 23 февралю», посещали утренник в подготовительной группе, посвящённый Дню Победы и 23 февраля.

Активно и плодотворно, в течении года велась работа с родителями. Мы использовали разные формы работы:

• беседы (коллективные и индивидуальные,

• консультации,

• собрания;

• анкетирование;

• выставляли папки – передвижки.

Родители активно принимали участие в жизнедеятельности группы и ДО, участвовали в выставках, конкурсах: новогодняя выставка поделок «Наша елочка», конкурс рисунков «День космонавтики», «День победы». Помогали в проведении проектов и праздников, посещали мероприятия для родителей и детей организованные дошкольным учреждением. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является - повышение активности родителей в жизни группы и детского сада.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи: 

Проблема: 

• Поздно приводят детей в сад. 

Успехи: 

• Успешно применялись нетрадиционные методы рисования с детьми (Рисование ладонью и пальчиками и комочками бумаги) . 

• Дети улучшили навыки самообслуживания (самостоятельно одеваются и раздеваются, убирают игрушки по своим местам, убирают посуду после еды) . 

• Дети научились использовать в речи обобщающие слова, группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя и т.д.) . 

С учётом проблем и успехов  появившихся в минувшем году намечены следующие задачи на 2018-2019 учебный год: 

• Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. 

• Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. 

 •В трудовой деятельности больше внимания уделять коллективному труду и поручениям. 

•В речевом развитии больше внимания уделить индивидуальной подготовке детей. 

• Обогащать математические представления через наблюдения и явлений в природе. 

• Продолжение целенаправленной работы по всем образовательным областям. 

• Углубление работы с детьми по «Социально-коммуникативной области». 

• Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС – дополнить материалами уголок для сюжетно-ролевых игр. 

• Повышение уровня педагогического мастерства путём обучения на курсах повышения квалификации.

.  .  .