Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством развития мелкой моторики

Дата публикации: 2018-05-31 10:03:51
Статью разместил(а):
Журкина Олеся Викторовна

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством развития мелкой моторики

Автор: Журкина Олеся Викторовна

 

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. В работе с детьми-логопатами, я отметила, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому я считаю, что развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся.

Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Ознакомившись с программой, я обратила внимание, что развитию мелкой моторики в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я поставила перед собой цель.

Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

Учитывая влияние развития мелкой моторики на мозговую деятельность ребёнка, провела диагностику и увидела, что у детей пальцы напряжены, сгибаются только вместе или наоборот, вялые, ватные. Таким образом, поняв, что пока движения пальцев не будут свободными, я не смогу добиться результатов в развитии речи, поставила перед собой задачи и определила план работы.

Задачи:

1.     определить степень развития мелкой моторики у детей-логопатов;

2.     создать условия для хорошего звукопроизношения через развитие мелкой моторики;

3.     учить детей-логопатов произносить звук и работать с дидактическим материалом одновременно;

4.     развивать психические процессы (память, внимание, мышление);

5.     поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

 

Подготовительный этап

Диагностический этап

Практический этап

Аналитический этап

·        Постановка целей, определение актуальности и значимости темы.

·        Изучение научно-методической, учебной литературы.

·        Разработка перспективного плана на 2015 – 2017 учебный год.

·        Подборка дидактического материала по развитию мелкой моторики рук.

·        Подборка диагностического материала по развитию мелкой моторики рук.

Проведение диагностического обследования детей-логопатов с целью определения степени развития мелкой моторики рук.

·        Начало года – октябрь 2015 год

·        Промежуточная – октябрь 2016 год

·        Итоговая – май 2017 год

 

·        Изготовление дидактических пособий:

- Книга «Развиваем мелкую моторику»

- «Звуковые дорожки»

- «Игры с прищепками»

- Мячи Су-джок

- «Логопедический горох»

- Игра «Ринг-динг»

- Игры с пуговицами

- Игры с камешками Марблс

- Игры со счетными палочками

- «Разноцветные бусы»

·        Использование дидактических пособий по развитию мелкой моторики рук на логопедических занятиях.

·        Консультации для родителей.

·        Открытые занятия для родителей.

·        Оформление информационных стендов.

·        Консультации, мастер-классы для педагогов.

·        Открытые занятия для педагогов.

·        Участие в конкурсах профессионального мастерства.

·        Проведение контрольного диагностического исследования.

·        Подведение итогов.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Работа с детьми

Сроки

2015 – 2017 учебный год

Логопедические занятия:

·        «Звуковые дорожки» - автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в словах.

·        «Разноцветные бусы» - автоматизация звука в слогах.

·        «Логопедический горох» - автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.

·        Мячи Су-джок – автоматизация звука в стихах и т.д.

 

В течение 2015 – 2017 учебных годов

 

Работа с педагогами

Сроки

2015 – 2016 учебный год

·        Консультация «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

·        Мастер-класс «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

·        Педагогический совет «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ» 

Тема выступления: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта» 

Февраль

 

Апрель

 

 

Март

2016 – 2017 учебный год

·        Консультация «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»

·        Открытое занятие «Автоматизация звука Р» с использованием игр на развитие мелкой моторики.

Декабрь

 

Март

 

Работа с родителями

Сроки

2015 – 2016 учебный год

·        Информационный стенд «Развиваем мелкую моторику»

·        Анкетирование

·        Консультация «Игры на развитие мелкой моторики»  

Ноябрь

 

Декабрь

Март

2016 – 2017 учебный год

·        Консультация «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи»

·        Открытые занятия «Автоматизация звука» с использованием игр на развитие мелкой моторики. 

·        Папка-передвижка «Развиваем мелкую моторику»

Ноябрь

Январь

Март

 

Вывод:   Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка.

 Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат коррекционной работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.  

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию правильного звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.


 Таблица результатов обследования моторики пальцев рук:

п/п

Ф.И. ребенка

Объем движений

Переключаемость движения

Удержание позы

Навыки работы с карандашом

Средний уровень

Н.г.

П.д.

К.г.

Н.г.

П.д.

К.г.

Н.г.

П.д.

К.г.

Н.г.

П.д.

К.г.

Н.г.

П.д.

К.г.

1

01

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

2

02

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

3

03

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

4

04

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

5

05

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

6

06

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

7

07

д

д

д

д

д

д

д

д

д

н

д

д

д

д

д

8

08

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

9

09

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

10

010

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

11

011

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

12

012

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

13

013

д

д

д

д

д

д

д

д

д

н

д

д

д

д

д

14

014

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

15

015

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

д

16

016

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

17

017

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

18

018

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

19

019

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

20

020

д

д

д

д

д

д

д

д

д

н

д

д

д

д

д

21

021

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

22

022

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

23

023

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

24

024

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

н

д

д

25

025

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

н

н

д

 

Выводы по диагностике: в диагностике участвовало 25 детей-логопатов.

Начало года – октябрь 2015 год:

·         недостаточная амплитуда движений –   64 % (16 детей)

·         достаточная амплитуда движений –  36 % (9 детей).

 

Промежуточная диагностика – октябрь 2016 год:

·         недостаточная амплитуда движений – 40 % (10 детей)

·         достаточная амплитуда движений – 60 % (15 детей).

 

Итоговая диагностика – май 2017 год:

·         недостаточная амплитуда движений – 20 % (5 детей)

·         достаточная амплитуда движений – 80 % (20 детей).

.  .  .