Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развиваем логическое мышление, играя

Дата публикации: 2018-05-29 11:50:37
Статью разместил(а):
Графеева Татьяна Павловна

Развиваем логическое мышление, играя

Автор: Котугина Ольга Николаева

"Детский сад № 3", г. Каменск-Уральский

 

Наше время – это время перемен. России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. 

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Другими словами логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.  Мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. 

Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные  логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка: 
  • Игры – головоломки; 
  • Игры с счетными палочками; 
  • Загадки. Задачи – шутки; 
  • Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности; 
  • Игры и упражнения на установления причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях; 
  • Игры и упражнения на развитие операций классификации и конкретизации; 
  • Графические игры для развития логики; 
  • Речевые логические игры;   
  • Настольные игры на развитие логики; 
  • Игры на развитие логики в режиме онлайн; 
  • Компьютерные игры. 
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина».
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: 
  • Сравнение – это логический  прием умственных действий, требующий выявления сходств и различия между признаками объекта (сравнить яблоко и грушу) ; 
  • Классификация – разделение множеств, на группы по каким - либо признакам (по общему названию, цвету, размеру, форме, др. признакам); 
  • Синтез – это соединение различных элементов в единое целое, а так же мысленное сочетание отдельных их свойств. 
  • Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов. 
  • Обобщение – общий вывод (кошка, лиса, лев - животные); 
  • Смысловое соотношение – соотнести по смыслу (металлические, гладкие, столовые принадлежности); 
  • Систематизация – приводить в систему и располагать объекты в определенном порядке (расставить транспорт по мере убывания скорости). 
Все перечисленные выше мыслительные процессы, направленные на развитие логического мышления можно реализовать в таких педагогических технологиях как Круги Луллия и круги Эйлера.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях.  
 Пособие вносит элемент игры в занятие или в свободное от занятий время, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу и сформировать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
Дидактическое пособие состоит из 2-х, 3,4  кругов разного диаметра и корпуса, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Все они разделены на  сектора. При свободном вращении кругов под стрелкой оказывается определенный сектор.  Для работы с ребятами мы используем не более трех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
 Пособие позволяет решать следующие задачи:
  • Развитие логического мышления;  
  • Развитие сенсорных способностей;  
  • Тренировать наглядно-образное мышление;  
  • Развивать представление о множестве;  
  • Тренировать в счёте, решение примеров;  
  • Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их;  
  • Формировать представления о математических понятиях;  
  • Знакомство с цифрой, цветом, размером;  
  • Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.  
 Несколько примеров как можно использовать круги Луллия:
Игра № 1 «Посчитай-ка»
Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге квадраты. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству квадратов.
Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов сколько кубиков»

Игра № 2 "Цветные картинки"

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть в верхнем круге цвет, назвать его. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предмет соответствующий цвету, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.

 Игра № 3 "Мамы и их детёныши"

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша.

Игра № 5 «Необычные вещи»

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в верхнем круге и назвать его. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предметы, подходящие по смыслу.

Игра № 7 «Придумай и реши задачу»

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать путем вращения стрелки цифру на верхнем круге, затем путем вращения на нижнем круге выбрать картинку и придумать задачку.

 Игра № 2 "Кто что ест?"

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду.

Игра № 6 «Найди пару».

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку на верхнем круге и назвать её. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предмет который бы относился к верхнему кругу.

Еще одно пособие, которое мы используем с детьми моей группы: Круги Эйлера, изобретены Леонардом Эйлером, еще в 18 веке – геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.

Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях. Построение и использование моделей в большей степени 

способствует развитию логических способностей у дошкольников. 

Задачи педагогической работы с кругами Эйлера:
  • Формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их; 
  • Развивать логическое мышление, представления о множестве; 
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. 
Используя круги Эйлера, дошкольникам можно продемонстрировать все варианты расположения множеств относительно друг друга. Первоначально  я  обучаю детей  умению увидеть общее  в  каждом множестве, а  потом назвать (найти) предмет, объединяющем  в  себя эти свойства. 

Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом  могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. 

Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое  из множеств, сформировано по какому-либо признаку. 

Рассмотрим  возможное взаимное расположение этих кругов. 

- если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (живая и не живая природа, четные и нечетные числа);

- если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (большой круг ранспорт, маленькие: наземный, водный, воздушный или большой круг все четырехугольники, а вложенный круг – ромбы,  все животные, а маленький – домашние животные). 

Задачам же на использование пересекающихся кругов уделяется много меньше времени и внимания. А ведь именно такие задачи требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью пересекающихся кругов решается целый класс интереснейших логических задач в школе. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета. 

Вот несколько примеров для работы с кругами Эйлера:

1.  Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой).

2.  Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги).

3.  Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все круглые предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком).

Не забывайте о классике логических игр: крестики-нолики, морской бой, шахматы, уголки и нарды, кубик - рубик, змейка логическая, «Колумбово яйцо», «Танграм»

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. И тогда наши дети смогут добиться всего чего захотят.

.  .  .