Использование интерактивного развивающего пособия «Цифры и счет» для занятий с детьми
Использование интерактивного развивающего пособия «Цифры и счет» для индивидуальных и подгрупповых занятий взрослого с детьми 5-6 лет в рамках организации культурной практики «Школа мышления»
Автор: Егорова Ольга Николаевна
(воспитатель МАДОУ «Детский сад «Берёзка» г. Белоярский»)
Специально организованная деятельность воспитателя и детей по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
Программа «Детство» предлагает разнообразные культурные практики, одна из которых - сенсорный и интеллектуальный тренинг «Школа мышления».
Основная цель сенсорного и интеллектуального тренинга «Школа мышления» упражнять детей в освоенных способах действий, закреплять и уточнять представления, а также применять при решении разных задач. Он предполагает комплекс разнообразных заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.), интерактивные развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
В интеллектуальном тренинге используются математические игры, активизирующие познавательную активность:
- игры-головоломки «Геоконт», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и др.
- игровые текстовые логические задачи (загадки на логику)
- логические дидактические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Волшебные кубики», «Логическая мозаика»)
- игры для сенсорного и общего умственного развития («Сложи узор», «Сложи куб», «Уголки», «Составь картинку», «Дорисуй» и др.)
- игры для освоения форм, овладения счетом, различения цифр и условных знаков («Шахматы», «Шашки», «Домино», «Лото», «Веселый счет», «Считай дальше».
- самостоятельно разработанные игры в программе SMART.
- интерактивное развивающее пособие для дошкольников 5-7 лет «Цифры и счет».
Интерактивное развивающее пособие «Цифры и счет» нацелено, прежде всего, на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Аудио- и видеоматериалы, подобранные в соответствии с возрастом, мотивируют детей к познавательной и, при условии активного участия взрослых, к речевой деятельности, позволяют педагогам поддержать все важнейшие стороны развития детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в разделе «Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» включает и требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном учреждении, в частности, обеспечение интерактивными дидактическими материалами, цифровыми образовательными ресурсами.
Интерактивные задания направлены на развитие внимания, памяти, мышления, формирование математических представлений. Особая привлекательность интерактивных заданий заключается в том, что задания можно выполнять многократно, исправлять ошибки и добиваться положительного результата независимо от уровня развития детей.
При этом необходимо чередовать упражнения на компьютере с игровыми моментами, двигательной активностью, традиционными формами образовательной деятельности.
Тематический принцип компоновки заданий помогает легко ориентироваться в пособиях. Несколько ключевых тем объединяют разнообразные интерактивные задания.
В основе всех интерактивных заданий лежат иллюстрации. От дошкольника не требуется умение читать — все задания ориентированы на работу с изображениями, инструкции можно прослушать и затем выбрать картинки-ответы,
Аудиоинструкции способствуют развитию слухового внимания, восприятия и памяти дошкольников, что является необходимым условием успешной адаптации детей к обучению в школе. Для удобства организации работы с детьми общие указания к выполнению заданий (инструкции) печатаются на экране. Ориентируясь на текст инструкции, взрослый может помочь детям сориентироваться в задании, задать наводящие вопросы, подсказать последовательность действий.
Анимации во многих заданиях выполняют обучающую роль. Генератор вариантов заданий используется почти во всех заданиях, благодаря чему количество вариантов каждого задания увеличивается в несколько раз. Большое количество разнообразных картинок мотивирует детей многократно возвращаться к одному и тому же заданию, что является важным условием формирования определенных навыков, способствует расширению словарного запаса и кругозора.
В пособии имеются печатные материалы. Рабочие листы содержат картинки для раскрашивания, прописи цифр, задания на внимание и логику.
Пособия мультиплатформенные, их можно использовать на любых компьютерах под управлением операционных систем WINDOWS®, LINUX® и MAC®, , а также на планшетных ПК с операционной системой ANDROID®.
Особенно эффективно использование интерактивных пособий для любых типов интерактивных столов, интерактивных досок и других устройств с активной поверхностью.
Интерактивные пособия просты и удобны в использовании, работа с ними не требует специальной подготовки педагогов. Конечно, использование интерактивных пособий в обучающих целях не может заменить предметную, игровую деятельность дошкольников. Тем не менее, традиционные формы образовательной деятельности можно дополнить современными эффективными интерактивными средствами. Яркие привлекательные картинки интерактивных пособий из серии «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ», разнообразные задания, простые и ясные инструкции помогут превратить обучение в увлекательную и полезную игру.
Интерактивное развивающее пособие для дошкольников 5-7 лет «Цифры и счет» предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий взрослых с детьми старшего дошкольного возраста.
Комплексная деятельность при занятиях с интерактивным пособием «Готовимся к школе: ЦИФРЫ И СЧЕТ» охватывает все образовательные области, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Познавательное развитие:
— знакомство с цифрами от 1 до 9 и числом 10, с количественным и порядковым счетом, математическими знаками (+, –, =, >, <);
— формирование представлений о числовом ряде и порядке чисел в числовом ряду;
— формирование умений пересчитывать предметы, соотносить количество с
цифрами, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же, на 1 больше, на 1 меньше);
— формирование умений сравнивать числа, выбирать знак > или < при сравнении чисел;
— формирование представлений о смысле арифметических действий сложения и вычитания, о составе чисел первого десятка;
— формирование умений иллюстрировать состав чисел с помощью картинок,
составлять равенство по картинкам, выполнять сложение и вычитание с опорой на картинки, составлять и решать простые арифметические задачи с опорой на картинки.
Речевое развитие:
— расширение словарного запаса;
— развитие связной речи;
— формирование умений отвечать на вопросы.
Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики;
— развитие зрительно-моторной координации;
— формирование графических навыков (в том число письмо цифр).
Художественно-эстетическое развитие:
— развитие зрительного восприятия цвета, формы, композиции;
— развитие воображения.
Социально-коммуникативное развитие:
— формирование умений слушать и понимать инструкцию;
— формирование умений взаимодействовать со взрослым и другими детьми при выполнении интерактивных заданий;
— формирование умений участвовать в командных играх.
Пособие содержит интерактивные задания и печатные материалы (рабочие листы с заданиями) по следующим темам:
«Цифры и числа»
«Счет до 5»
«Счет до 10»
«Порядковый счет»
«Числовой ряд»
«Больше, меньше, столько же»
«Знаки >, <, =»
«Сравнение чисел»
«Состав чисел 2, 3, 4, 5»
«Сложение до 5»
«Вычитание до 5»
«Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10»
«Сложение и вычитание до 10»
Программа включает более 120 игровых заданий.
Например: Тема «Счет до 5»
Цели: формирование умений пересчитывать предметы, соотносить количество с цифрами, развитие внимания и речи.
Задача дошкольников: пересчитать предметы на картинках и соединить картинки с числами.
Программа позволяет легко исправить ошибки и проверить результат.
Тема «Знаки >, <, =»
Цели: развитие зрительно-пространственного восприятия, внимания, формирование умений пересчитывать предметы и сравнивать их количество, знакомство со знаком «=», развитие речи.
Задача дошкольников: на глаз или с помощью пересчета найти пары картинок, на которых число предметов одинаково, и расположить их напротив друг друга.
Взрослый предлагает детям рассказать о предметах на экране. Например, «Карандашей столько же, сколько игрушек» и т.д.
При проверке между картинками появляются знаки равенства. Взрослый объясняет, что этот знак означает «столько же» или «поровну».
Тема «Сложение до 5»
Цели: формирование представлений о составе чисел 2, 3, 4, 5, знакомство с математическими знаками «плюс» и «равно» и смыслом операции сложения, закрепление умения пересчитывать предметы, развитие зрительно- пространственного восприятия, внимания, речи.
Взрослый обращает внимание детей на знаки на экране и объясняет, что знак «+» используют, когда хотят посчитать, сколько всего предметов. Знаком «+» обозначают математическое действие сложение.
Задания в рабочей тетради поддерживают интерактивные задания по всем темам пособия «Цифры и счет». Задания на графические навыки представлены заданиями на основе рисования цифр, раскрашивания предметов и свободное рисование в соответствии с заданием.
Таким образом, благодаря организации сенсорных и интеллектуальных тренингов «Школа мышления» у детей развивается познавательная и речевая активность, что значительно повышает уровень развития их интеллектуальных способностей, а представленное развивающее пособие является интерактивным дидактическим материалам, ярким, интересным и доступным для современных дошкольников.