Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Дата публикации: 2018-05-10 10:54:54
Статью разместил(а):
Прокопова Татьяна Николаевна

Родительское собрание

"Сохранение психологического благополучия ребенка в семье"

Автор: Прокопова Татьяна Николаевна

Педагог-психолог МБДОУ "ДС № 479 г.Челябинска"

Цель: изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Задачи:

- изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка;

- формирование навыка доброжелательного взаимодействия детей и родителей;

- развитие у родителей побуждения проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

1. Вступительная часть.

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А.Н. Острогорский).

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня тема нашей встречи «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье».

В последнее время проблема суицида среди детей и подростков стала очень актуальной, СМИ пестрят информацией об этом. Все конечно знают,  что проблему легче предупредить, чем потом ее устранять, в связи с этим и была выбрана тема сегодняшней нашей встречи «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»

Предлагаю вам выполнить задание: определить степень беспокойства вопросом психологической безопасности в семье своего сына или дочери. Перед вами лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор. Или сделать дерево, чтоб было наглядно?

черная полоска - сильное беспокойство;

синяя полоска - умеренное беспокойство;

красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.

 

2. Основная часть.

Вы конечно обеспокоены данной проблемой и сегодня мы постараемся вместе с вами выяснить, что же в наших силах, что мы можем с вами сделать, чтоб данная проблема не существовала ни в наших семьях, ни в нашем обществе.

А. Разминка с мячом.

Предлагаю вам немного поиграть с мячом. Назовите мне пожалуйста качества, которые составляют портрет психологически здорового человека.

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, которые составляют портрет психологически здорового человека

Очень много интересных ответов у нас с вами получилось. Давайте определим, что же такое психологическое здоровье.

Психолог: Уважаемые родители, что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом здоровье человека?

Родители: (предполагаемые ответы родителей)

 Беседа о психологическом здоровье с родителями.

Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон совсем недавно. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования  и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Если же мы с вами обобщим все наши качества и составим портрет психологически здорового человека, то мы увидим:

- спонтанного, - творческого, - жизнерадостного, - веселого, - открытого, - познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

 - Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.

- Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей, такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.

- Его жизнь наполнена смыслом.

- Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими.

Б. Практическое задание для родителей «Кто рядом?»

Психолог: Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3—5 лет; 6—10 лет; 11-14лет; 15—17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились. (лист ½ А4, карандаш, ручка)

В конце работы обсуждаются результаты.

Психолог: Психологическое здоровье – это гармония между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими аспектами. Все это относится к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Одним из условий нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение за ребенком.

Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И оттого, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

В. Просмотр фрагмента «Хочу стать телевизором!!!»

А сейчас я предлагаю вашему внимаю посмотреть сюжет!!! Хочу стать телевизором

Психолог: Существуют пять жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

1. «Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас»

2. «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклониться».

3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».

4. «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».

5. «Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это».

Первая жизненная позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек,    даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право на собственное мнение, право выбора. Искренние, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствуют полноценному развитию личности ребенка.

Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.

Вторая жизненная позиция чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка – ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращается в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, имеющих единственного долгожданного ребенка. Она может возникнуть и в неполной семье, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл жизни.

Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение уже в дошкольном возрасте не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.

Третья жизненная позиция возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Среди причин подобного отношения к ребенку является отсутствие малыша в жизненных планах родителей, неприятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на младшего ребенка.

Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень остро: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку.

Четвертая жизненная позиция «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас» страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто – то может его любить, и становится равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что то, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет, просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.   

  Пятая позиция также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей.  «Уменьшая» значимость семьи, ребёнок таким образом психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по-прежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.

Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют свое отношение к ним, проявляя его в высказываниях, поступках, установках.                           

Г. Упражнение «Ты – сообщение».

Педагог-психолог: В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я  - сообщение и Ты - сообщение.

 Например:

Ты - сообщение

Родитель устал. — Ты меня утомил. — Реакция ребенка: «Я плохой».

Я - сообщение

Родитель устал. — Я очень устал. — Реакция ребенка: «Папа устал».

Комментарий:

 Суть Я - сообщения — не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.

Ты – сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. (Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)

3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

Итог: Ничего в своей жизни менять не надо, нам лишь стоит немного прислушаться к тому, что и как мы говорим!!!

Д. Игра «Испорченный телефон»

Психолог. Малыши по природе своей по истине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь - это искажение происходящих событий, а фантазии - это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все, что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон». Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

Выбираются родители, которые выходят за дверь, чтобы не слышать информации. Один родитель остается в комнате, воспитатель передает ему телефонограмму, а тот - одному из выходивших за дверь. И т.д. В конце зачитывается телефонограмма, которая была передана вначале («Здравствуйте! Примите телефонограмму! Заседание, запланированное на 5 июня 2010 г., отменяется в связи с отъездом председателя комиссии для покупки инвентаря для кабинета»). Анализируется, как и когда была искажена информация. Делается вывод: так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений и, того хуже, конфликтов на этой почве.

 

3. Заключительная часть. Стихотворение Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»

Нашу встречу хочу закончить стихотворением Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

 От них все то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

 Не в моде стало, и обычно

 И женский пол, себя позоря,

Стал срамословить в разговоре.

Мужья — пример для жен своих,

А дети учатся у них:

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна!

Что говорить, — спокон веков

 Полно на свете дураков!

 

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Когда родители умны

 И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Попался как-то Диогену

 Какой-то пьяный совершенно,

Впервые встреченный юнец

«Сынок, — сказал ему мудрец, —

Ты, вижу, весь в отца родного:

Бьюсь об заклад — он раб хмельного!"

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

 И за слова: легко толкнуть

 Детей на нехороший путь

 Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы:

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Психологи и психотерапевты рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день. Говорят, что 4 объятия необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день.

 

Список литературы:

1. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 37 лет/ сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012.202 с.

2. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации.– Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.

3. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.

4. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Автор-составитель С. В. Чиркова. М.: ВАКО, 2009. 256с.

5. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010.– 175с.

.  .  .