Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД по окружающему миру «Зимние встречи в лесу»

Дата публикации: 2018-04-24 20:46:53
Статью разместил(а):
Володькина Ирина Фёдоровна

Конспект НОД по окружающему миру для детей 5-6 лет

«Зимние встречи в лесу»

Автор: Володькина Ирина Фёдоровна

МДОУ «Сотницынский детский сад»

посёлок Сотницыно, Рязанская область

                                    

Образовательные области:познавательное развитие.

Интеграция видов  деятельности: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.        

Вид  занятия:познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром.

Формы образовательной деятельности: фронтальные.  

Цель: способствовать познавательной деятельности детей направленная на знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том как живая природа приспосабливается к условиям зимы.

Задачи :                               

Образовательные:                                                                                                    

    - организовать знакомство детей с дикими животными, их особенностями, со средой обитания и питания;

Воспитательные:

    - организация понимание детей в зависимисти сохранение диких животных, от поведения человека в их среде обитания;

Развивающие:           

         - организовать  практические действия детьми по отработке умения проводить несложные опыты, логические умозаключения;

         - организовать контроль самостоятельных действий детей по ориентировке на листе (лабиринт).                          

Словарная работа:активизировать употребление прилагательных,глаголов в речи детей;ввести в активный словарь детей слова: лесные жители, лес, время года «зима». 

 

Планируемый результат:

         -знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит c этим периодом особенности жизни диких животных и птиц,знает о повадках диких животных, чем питаются;

         - появляется стремление бережно относится к природе, животным, птицам; 

         -  ребенок может поддерживать беседу,проявляет любознательность;

          - способен рассуждать и давать адекватные объяснения;проявляет интерес к выполнению  игровых и физических упражнений.

 

           Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц–хваста», «Лиса и кувшин», рассматривание картин, иллюстраций о диких животных, птиц. Чтение произведений Е.Чарушина «Трус», В.Бианки «Лис и мышонок», И.Соколов            «Лоси», загадывание  загадок о диких животных, чтение стихотворений про зимний лес,беседы на тему: «Время года-Зима», «Лес».           

Оборудование:  картина зимний лес, картинки с изображением следов разных животных; письмо от Старичка-Лесовичка, раздаточный материал на каждого ребёнка  картинки для дидактических игр «Чей след?», «Кто чем питается?»; картинки с лабиринтом, карандаши, презентация.

1. Организационный момент.                                                                                                                          

 Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

 Зима настала - снег лежит,

 Давно уж птицы улетели.

 Метелица в лесу кружит,

 Под снегом распушились ели.

 Нет у зайчика избушки,

 Кто ему построит дом?

 Он лежит,прижавши ушки,

 Под ореховым кустом.

 Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении (о зиме).

 Воспитатель: Как живется диким животным зимой? (ответы детей).

 

 2. Сообщение новой темы.

 Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо от Старичка-Лесовичка, где приглашает нас на прогулку в зимний лес. Пойдёмте?(ДА).

 Сначала мы с вами пойдем по дорожке. Дети идут спокойным шагом, снегу становится всё больше и больше, теперь мы идём по глубокому снегу,  поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем. Вот очутились мы с вами в  лесу. Посмотрите на экран,какой  красивый лес!                                    

 Воспитатель: А вы как думаете какими словами можно назвать его?        

 (Зимний, красивый, снежный, волшебный).  

 Воспитатель: Да,он волшебный и я думаю,что нас ждет много сюрпризов, и мы встретим много интересного.

 Воспитатель: Скажите, а кто живет в лесу. Лес для  зверей - это родной и любимый  дом,а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать опредёлённые правила.

 Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Нельзя шуметь,чтоб не спугнуть зверей,птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться).

 Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух.

 Ещё зимой на снегу появляются узоры из следов  разных животных.

 Давайте решим логическую задачу. Кто здесь прошел?

 Поделимся на 2 команды чья команда быстрее отгадает чьи это следы.

 Дидактическая игра «Кто какой след на снегу оставил».

- Как вы думаете чей след здесь лишний? (Медведя)

- Лесовичок очень удивляется, почему следы медведя и еще одного животного,

   кого? (Ежа) он никогда не видел в лесу зимой. Как вы думаете, почему?

  (ответы детей).  Молодцы.

   Старичок-Лесовичок задает вам вопросы и просит ответить:

3. Беседа «Что я знаю и чего не знаю о жизни диких животных зимой»:

  - Кто меняет шубу зимой?

  - Где и как добывают лоси корм?

  - Как их выручают длинные ноги с раздвоенными копытами?  

  - Почему говорят, что волка ноги кормят?

  - Почему зимой волки особенно опасны?

  - Чем питается белка зимой?

  - Хорошо или плохо приходится животным в студёную пору?

  - Все ли животные хищники?

 4. Дидактическая игра «Кто хищник, кто травоядный, кто всеядный?».

   - Перед вами картинки животных разделите их на хищников, травоядных, всеядных. (Дети за столом делят картинки на 3 группы и объясняют почему они так разложили).

 5. Лесовичок-старичок будет доволен, что вы так много знаете о лесных жителях. Но он просит помочь зайцу добраться до леса (дети садятся за столы и разгадывают лабиринт).

   Кто-нибудь знает одинаковые ли лапы у зайца? (Ответы детей).

   У зайца передние лапки – короткие, а задние – длинные. Когда он бежит, то задние лапки вперёд выкидывает. Вот  получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И ещё: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там где без лыж человеку не пройти. Почему, кто знает?  Правильно, подошвы   зайчишкиных лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены – чем не лыжи! Попробуй догони! А от кого он убегает, кто знает?

  Мы можем сделать с вами опыт, у меня в коробке снег: вот идет лось у него копыта и что происходит (палочка опускается в снег и проваливается), а теперь бежит заяц (к палочке прикреплен ватный диск) лапы зайчика не проваливаются.

 

Физкультминутка:

                                Зайцы скачут – скок-скок!

                                Да на беленький снежок

                                Приседают, слушают,  

                                Не идет ли волк.

                                Раз – согнуться, разогнуться,

                                Два – нагнуться, потянуться,

                                Три – в ладоши три хлопка,                                                                                                             

                                Головою три кивка.

 

- Зимой в лесу голодно, но животные находят корм.       

Лесовичок приготовил угощение для лесных друзей.                                        

Но получат они его, только тогда, когда вы расскажете, чем питаются дикие животные зимой. А помогут вам картинки c дикими животными и корм.

 Ребенок должен взять картинку дикого животного, подобрать для него корм.

Ответьте на вопросы:

Зайцы питаются зимой  чем……….корой и ветками деревьев.

Белки зимой питаются………. семенами шишек.

Лисы зимой ловят …….мышей-полевок, зайцев.

Волки зимой питаются ………зайцами и другими животными.

Олени и лоси зимой питаются ……….  ветками деревьев,травой, ягелем, который откапывают копытами из-под снега.

Воспитатель: читает стихотворения «Покормите этих птиц» А. Яшин.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма.

Горсть одна и не страшна

Будеть им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

-Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют у нас.

-А какие птицы остаются у нас на зиму и какие прилетают к нам зимовать,вы узнаете,отгадав загадки.

Загадывание загадок:

1. Возле дома,по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синицы, голубей,

Серый, шустрый … (Воробей)

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири)

3. Белые щёчки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Жёлтая грудка -

Это … (Синичка)

4. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле поет со свистом? (Клёст)

 

- Молодцы ребята,вы отгадали все загадки о птицах.

- Давайте ещё раз назовём зимующих птиц (ответы детей).

- Молодцы.

- Давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Кто здесь обедал?» (карточки на каждого ребёнка, карандаш, соедини птицу с кормом).

6. Подведение итогов.

- Лесовичок будет доволен, что вы так много знаете о лесных жителях.

- Вспомните, ребята: где мы путешествовали сегодня? Кого мы встретили в лесу?

А кого не встретили? Почему? Как нужно относиться к животным?

 

Рефлексия:

Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?

Что вы узнали нового?

.  .  .