Представление педагогического опыта по созданию мини-музея в группе детского сада
Представление педагогического опыта по созданию мини-музея в группе детского сада
Автор: Бобрик Ольга Александровна
Мы, современные педагоги, находимся в постоянном поиске универсальных средств воспитания дошкольника – гражданина Поволжья, с почтением относящегося к истории, культуре родного края. Данную проблему помогает решить совместный проект взрослых и детей, по созданию мини-музея «Лента времени». Музей наш относительно молодой, существует с 2011 года. Однако, у нас сложился определённый педагогический опыт по приобщению дошкольников к активному познанию природы, истории, культуры родного края – Нижнего Поволжья, благодаря музейной педагогике.
Начиналось всё с принесенной ребёнком любимой игрушки её мамы, датой выпуска был 1961 год. Детей очень удивил тот факт, что игрушке исполнилось 50 лет и возникло желание узнать о любимых игрушках мамы и папы, бабушки и дедушки.
Решая проблему, обозначенную детьми, мы совместно с родителями реализовали проект «Любимые игрушки из прошлого». Целью которого, было вызвать интерес к восприятию народной игрушки и показать технологию изготовления в Нижнем Поволжье тряпичной куклы. В результате реализации проекта «Любимые игрушки из прошлого» была организована одноименная выставка. Тогда и возникла идея создать мини-музей, в котором ребёнок сможет соприкоснуться не только с различными игрушками, но и с памятными вещами, соединенными в единую смысловую линию, общностью времён. Вышеуказанная выставка была взята за основу для первой экспозиции мини-музея, которая была дополнена экспонатами игровой культуры Нижнего Поволжья.
Таким образом, обозначилась цель создания мини-музея «Лента времени»: приобщение взрослых и детей к активному познанию исторического прошлого города Волжского, Нижнего Поволжья, его современной и традиционной культуры, искусства.
Хозяйкой нашего музея дети выбрали куклу Волжаночку. В рамках проекта «Волжскому посвящается» был создан образ куклы. Цветовая гамма отражает городскую символику. Желтый цвет – солнце – символ энергии, расцвета. Синий цвет – чистое небо над городом, символ чистоты. Волнистая линия на платье: реки Волга и Ахтуба, дающие жизнь городу. Зелёный цвет – символ жизни, освоения степи человеком.
Композиционный центр музея видоизменяется в зависимости от проводимой выставки. Результат продуктивной деятельности по окончании проекта размещается в центре музея, что обеспечивает доступность, удобство для ознакомления, обмена впечатлениями, как детям, так и взрослым
Экспозиции мини-музея «Лента времени».
«Родной город».
В этом разделе можно познакомиться с символикой родного города; с историей возникновения герба, гимна, флага г.Волжского.
Изучая разнообразный материал, собранный усилиями педагогов и родителей, дети имеют возможность узнать, как всё начиналось, кто внёс свой вклад в развитие города Волжского. Для приобщения детей к культурному наследию, для ознакомления с достопримечательностями родного города в работе с детьми используется: показ мультимедийных презентаций; прослушивание музыкальных и художественных произведений местных авторов; рассматривание фото и видеоматериалов.
Знакомство с историческим, культурным наследием родного города пробуждает не только любовь и заботу, но вызывает у наших воспитанников положительный эмоциональный отклик, который ярко проявляется в творческой деятельности: рисунки, лепка из солёного теста, конструктивные композиции.
Экспозиция «История письменности, книгопечатания».
В данной экспозиции представлены разнообразные книги: для чтения детям; по истории, традициям Нижнего Поволжья; энциклопедии; хрестоматии. Самым необычным экспонатом стала старинная книга 1910 года издания «Наставленiе въ законъ божiемъ». Необычный текст, особенное звучание слов, высказываний создали у детей особую атмосферу соприкосновения с культурным наследием.
У детей имеется уникальная возможность познакомиться с историей возникновения не только книги, но и самой письменности. Красочные иллюстрации, глиняные таблички, пергамент, папирус, заостренные палочки, птичьи перья, уголь расширяют представления детей не только о возникновении письменности, но и о том, чем писали раньше жители Нижнего Поволжья.
В музее отведено место для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Дети имеют возможность знакомиться не только с творчеством всемирно известных писателей, поэтов, но и с произведениями авторов родного края.
Знакомство с книгами предполагает активное участие детей: не только узнать об истории её возникновения, но и сделать книгу самому; нарисовать иллюстрации. Для этого в уголке самостоятельной деятельности дети могут воспользоваться необходимым материалом для ремонта или создания книги.
Экспозиция «От заволжской степи к Волжскому».
Вниманию детей предлагается воссозданная модель сельской избы и композиционное оформление с. Безродного (результат информационно-творческого проекта «Прикоснись к истории Заволжья»). Усилиями педагогов и семей воспитанников собран разнообразный материал: красочные иллюстрации; предметы быта сельчан; фотоматериал о зарождении с. Безродного. Развитию креативного мышления, исследовательской деятельности способствует изучение карт-схем г. Волжского, с. Безродного.
Экспозиция «Колокольный звон».
Экспозиция возникла в результате проекта «Великолепие Рождества». Перед детьми встала проблема-вопрос: «почему колокольчик является символом Рождества, Нового года?». Окунувшись в поисковую деятельность, дети не только получили ответ на свой вопрос, но и познакомились с новогодними традициями Нижнего Поволжья и других стран. В триаде Ребёнок – Педагог – Родитель проведены экспериментально-исследовательские действия, собрана коллекция колокольчиков, елочных игрушек, открыток. Семьями воспитанников собрана библиотека различных произведений, речь в которых идёт о колоколах. Созданы рукотворные книги: «Колокола России», «Колокольный звон», «Здоровье и колокола», «Возрождение колокола».
Достойное место, в представленной экспозиции, заняли творческие работы детей: колокольчики из солёного теста, аппликации, рисунки.
Экскурсии по музею.
Такой подход не только расширяет представление детей об окружающем мире но и является отличной возможностью соприкоснуться с историей, потрогать предметы прошлого и ощутить себя героями времени.
Мы надеемся, что наш опыт по созданию мини-музея «Лента времени» будет полезен воспитателям, учителям. Благодаря использованию музейной педагогики, мы открыли для себя новый путь создания условий для проявления социальной активности, для становления гражданской позиции маленьких волжан. Мини-музей – это возможность для детей и взрослых стать соавторами, творцами экспозиций, это способ обогащенного сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
Список литературы:
1. Воспитание маленького волжанина: (Первые шаги эксперимента)/ Е.С.Евдокимова; ВГПУ,- Волгоград: Парус-Н,2003,-140 с.
2. Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет/ под редакцией Е.С.Евдокимовой. – М.: Планета, 2012. – 154 с.
3. Волжский. Улицы, история, памятники. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. – 280 с.: ил.
4. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В.Лунина. – М.: ЦГЛ, «Элизе трейдинг», 2004. – 128 с.
5. Волжскому – 55. Летопись продолжается…/ Тамара Башлыкова; администрация городского округа – города Волжский. – Волгоград: Панорама, 2009. – 384 с.
6. Детям об истории и культуре города Волжского: Сб. метод. Материалов. – Волгоград: изд-во, 2004.-148 с.
7. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Метод. пособие для специалистов учреждений образования и культуры. / Е.С.Евдокимова, Ю.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В.Сластенова. – Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.- 250 с.
8. История города Волжского: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразоват. Учреждений / С.П.Рамазанов, Ю.Н.Мясникова. – Волгоград: Печатный двор, 2009. – 264 с.
9. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учебное пособие. – А.С.Скрипкин, А.В.Луночкин, И.И.Курилла – 2-е изд., стереотип. – М., Планета, 2013. – 224 с.
10. Российский Этнографический музей – детям: Метод. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О.А.Ботякова, Л.К,Зязева, С.А.Прокофьева и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192с.