Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование дидактической игры "Поле чудес" в совместной деятельности с дошкольниками

Дата публикации: 2018-03-19 16:23:07
Статью разместил(а):
Евтушенко Полина Александровна

Использование дидактической игры «Поле чудес»

в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста

Автор: Евтушенко Полина Александровна

 МАОУ "Детский сад комбинированного вида № 117", г. Ангарск

 Игра -ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника. Развивающие, дидактические игры прочно вошли в арсенал педагогов детей дошкольного возраста.

Л.А. Венгер, 3. М.Богуславская, А. И. Сорокина, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко,  Е. И. Тихеева, О. В. Коновалова и др.  рассматривают дидактическую игру как деятельность, организуемую с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.  

По мнению, Н. В. Кругликова дидактическая игра-это вид игр, реализующих ряд принципов игрового, активного взаимодействия, отличающегося наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. 

Из исследований понятно, что дидактическая игра-это не действия с дидактическим материалом, а прежде всего, настоящая игра. Но в отличие от стихийной детской игры это педагогическое средство, созданное взрослыми для развития какой-либо способности детей.  

Дидактическая игра представляет собой полноценную, содержательную деятельность. Структура ее включает в себя цель, заданную взрослым, игровой замысел и правила игры. Цель-это то, на что направлена игра, игровой замысел, представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые взрослый предлагает ребенку выполнить, чтобы игра состоялась. Правила то, что является для ребенка условием личного успеха в игре и обеспечивает его эмоциональную связь с другими игроками.

Я представляю Вашему вниманию дидактическую игру «Поле чудес», которая заслужила особую популярность у воспитанников подготовительной к школе группы.

Одно из преимуществ игры «Поле чудес» – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Можно выделить некоторые черты, присущие данной дидактической игре.

Во-первых, это свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие). Воспитанник имеет возможность выбора времени, места, партнеров игры.

Следующая особенность игры-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, непредсказуемость конечного результата. Данная игровая ситуация создает у воспитанников стремление выполнить задание быстрее и качественнее соперника

Игра-творческий, активный характер деятельности. Наличие игровой ролевой раскладки в игре «Поле чудес» позволяет детям выбрать роль, выполнять ролевые действия в соответствии с ней.

Например,

- ведущий-это, тот, кто задает вопрос, проводит игру;

- знаток (игрок) – ребенок, который играет, отвечает на вопросы;

- зритель- болельщик тоже может отвечать на вопросы (если это есть, в правилах игры).

 В дидактической игре четко прослеживается алгоритм, осуществления игрового действия, пошаговость в выполнении заданий, наличие прямых правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

И последнее, возможность разбивки воспитанников на малые подгруппы.

Внешне дидактическая игра представляет собой барабан с вращающейся стрелкой, конверты с вопросами по теме, коробочку с надписью «ПРИЗ». На барабан нанесены полоски разных цветов, а также белые полоски с надписями «Пропусти ход», «Передай ход соседу», «Сделай два хода», «Выбери карточку красного цвета» и. т.д.

В конвертах вопросы для каждого тура. Вопросы могут предлагаться игроку в соответствии с тематической направленностью игры либо из разных образовательных областей. Например, в тематической игре  «Путешествие в сказки», игрокам предлагались вопросы «Назови сказку, в названии которой  встречается число три» (Три поросенка); Оружие, которым пользовались сказочные богатыри. (Палица); Сказочная посуда, в которой варили кашу. (Горшок) и.т.д.

Коробка «Приз» - это сюрприз для ребенка, в ней может находиться книга, мыльные пузыри, сумма подарочных баллов и другое. Когда выпадает  сектор «Приз», ведущий загадывает  игроку загадку, если ребенок-игрок  отгадывает  ее, то  получает приз.

В начале игры выбирается ведущий. Ведущий и игроки  выбираются различными способами: по считалке, жребию, желанию и др. Например, педагог загадывает загадка по теме, кто четко и правильно первым отвечает, тот назначается ведущим. Далее тем же способом набирается группа игроков, кто правильно и быстро отгадывает, становится участником игры. Игроков от 2 до 8 или несколько команд.

Для организации дидактической игры  используются различные  варианты игровых правил. Предлагаю несколько  возможных.

Классический вариант игры «Поле чудес» можно использовать, если большинство воспитанников  овладели навыками звукового анализа  слов. Однако есть несколько условий при выборе слов для отгадывания детьми 6-7 лет:

-в словах должны отсутствовать звуки  дифтонги, т.е. "двойные». Например, [йа], [йo], так как буквы эти обозначают два звука;

-желательно, чтобы в слове отсутствовал мягкий знак;

-звук в конце слова должен слышится четко и ясно. А не так, как в словах гвоздь, водопровод.

В следующих игровых правилах на секторах барабана располагаются таблички со  словами. На прищепках рисунки, обозначающие эти слова. Игрок соединяет слово с рисунком. Разумеется, для этого ребенку надо уметь читать, и тогда такой вариант игры станет отличным тренажёром для закрепления навыков чтения. 

Предлагаем вариант игры «Поле чудес» не требующий от воспитанников умения читать. Играет несколько игроков, игроки поочередно крутят стрелку на игровом поле. На какой цвет выпадает стрелка на игровом поле, такого же цвета выбирается  карточка с вопросом для игрока. Ведущий открывает конверт и задает вопрос. Игроку нужно ответить на заданный вопрос. За правильный и полный ответ ребенку вручается фишка. Набравший большее количество фишек и является победителем игры. Победителю вручается поощрительный подарок.  

Вариант игры «Поле чудес» для двух команд. Игроки делятся на две команды, в каждой из которых может быть любое количество. Команды занимают места по разные стороны от барабана, крутят стрелку барабана по очереди. В свой ход команда может назвать слово, если уверена в ответе. Если слово названо правильно, то команда победила, иначе проиграла. Если уверенности в слове пока нет, то ход переходит ко второй команде. Побеждает та команда, которая отгадывает все слова.

Можно продолжить использовать вариант дидактической игры «Поле чудес» с прищепками. Например, на секторах  расположены картинки с изображением домашних животных. У игроков набор картинок на прищепках с изображением детенышей животных. Отличная игра на тему «Животные и детеныши».

В работе с воспитанниками мы также используем флэш-игру, интерактивный  вариант игры «Поле чудес». Данные варианты игр можно найти в Интернет-пространстве, на сайтах профессиональных объединений педагогов, а также составить самостоятельно с помощью шаблона.

Дидактическая игра «Поле чудес» многофункциональна, она может быть направлена на решение задач различных образовательных областей; развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительной памяти, мышления; закрепление основных цветов и их оттенков; развитие фонематического слуха и восприятия, формирование лексико-грамматических категорий и др. 

 

Литература:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

2. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – 340 с.

4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

.  .  .