Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект в средней группе «Мы - славяне»

Дата публикации: 2018-02-21 20:16:22
Статью разместил(а):
Подольская Ирина Борисовна

Проект в средней группе «Мы - славяне»

Автор: Подольская Ирина Борисовна

МБДОУ «ЦРР Детский сад № 53», п.Сиверский

 

Тип проекта: познавательный, творческо- игровой, долгосрочный, групповой

Сроки реализации: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.

 Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

 

 Актуальность:

    Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

 Гипотеза реализации проекта:

    Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

     Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

 Цель проекта:

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

 Задачи проекта:

- Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре.

- Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: Осенняя ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха. Изучить старинные ремесла на Руси ( пахарь, кузнец, плотник, гончар, ткачиха).

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.

- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

- Воспитывать гордость за свой народ, уважение к прошлому.

 

Обеспечение проекта:

  1. 1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, конспектов;
  2. 2. Материально-техническое: мультимедийное оборудование;
  3. 3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

 

Формы организации:

Беседа, общение.

Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

Моделирование.

Экскурсия.

Слушание и разучивание фольклорных произведений.

Развлечение.

 

Предполагаемый результат проекта:

Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

Имеют представления о традициях русского народа;

Осознают принадлежность к своему народу;

Используют в активной речи устный народный фольклор;

Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

Имеют представления о национальном костюме русского народа;

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 

Этапы работы над проектом:

  1. 1. Подготовительный этап.

Диагностика;

Определение цели и задач проекта;

Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом

Составление плана основного этапа проектирования;

Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

Создание развивающей среды в групповой комнате.

 

  1. 2. Основной этап

Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

Совместная деятельность с детьми;

Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;

Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

 

Сентябрь

Диагностика:  на выявление имеющихся у детей знаний о народных традициях и обрядах,  умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров ( анкетирование)

Октябрь

Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа

Презентация «Дымковские игрушки»

НОД. Рисование «Дымковская игрушка»

 Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей

  Разучивание пословицы «Рукам работа- душе праздник» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

 Слушание русских народных песен : «Ярмарка широкая» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

Подвижные игры: «Капуcтка» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость

 «Осенняя благотворительная ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как о народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. Дать понятие – милосердие.

Ноябрь

Просмотр презентации «Русская изба».

Презентация «Золотая хохлома»

НОД. Рисование «Золотая хохлома»

Знакомство с русской народной сказкой «Гуси- лебеди» - формировать представление о жизни и быте наших предков

Дидактические игры «Что сначала, что – потом»-  закреплять знания о предметах быта, орудиях труда русского народа 

Сюжетно- ролевые игры в мини- музее «Русская изба»- формировать представление о быте, укладе жизни русских людей

Разучивание пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами»- помочь понять смысл пословицы, формировать культуру речевого общения, обогащать речь детей образными выражениями

Подвижные игры «Гори, гори ясно»- учить четко проговаривать слова, соблюдать правила, повышать двигательную активность

Рассматривание экспонатов на выставке «Откуда хлеб пришел»- формировать представления детей о том, как выращивают пшеницу и рожь, как получают хлеб. Познакомить с древней  профессией пахарь, с современными профессиями: комбайнер, пекарь.

Декабрь

Презентация «Новый год- семейный праздник»- формировать  представление о традиции празднования Нового года

Презентация «Голубая Гжель»

НОД. Рисование «Голубая гжель»

Знакомство с русской народной сказкой «Морозко»- прививать интерес к народному творчеству, учить давать оценки поступкам героев

Разучивание поговорки «Сделал дело -гуляй смело»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Театрализация русской народной сказки «Морозко»- учить детей с помощью мимики, жестов, интонации передавать характер героев

Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке- учить детей придумывать сюжет игры и подбирать костюмы и атрибуты

Новогодний утренник «Валенки для Деда Мороза»- формировать представление о традиционных праздниках русского народа

Январь

Презентация «Рождество пришло…»- продолжать формировать представления о традиционных русских праздниках

Разучивание поговорки «Делу время- потехе час»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»- прививать интерес к народному творчеству, учить давать оценки поступкам героев

Театрализация русских народных сказок по выбору детей- учить детей с помощью мимики, жестов, интонации передавать характер героев

Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке-учить детей придумывать сюжет игры, самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты для игры

 Подвижная игра «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры

Февраль

Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины

Презентация «Городецкое чудо»

НОД. Рисование «Городецкая роспись»

Разучивание поговорки «Любишь кататься_ люби и саночки возить»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке- учить детей придумывать сюжет игры, самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты для игры

Подвижные игры «Горелки»- формировать интерес к подвижным русским народным играм; развивать двигательную активность

Развлечение «Веселая Масленица» - формировать представление о традиционных праздниках русского народа

Март

Презентация «Ремесла на Руси»- познакомить с ремеслами на Руси ( плотник, кузнец, гончар, ткачиха) 

НОД. Познание ФЦКМ «Ремесла на Руси»

Рассказывание сказки «Крошечка- Хаврошечка»» - развивать у детей интерес к познанию, совершенствовать речевые навыки

Разучивание поговорки «Долог день до вечера, коли делать нечего»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Подвижные игры «Ворон » - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре

Апрель

Просмотр презентации «Как появилась книга»

НОД. Познание ФЦКМ «Мы печатники»

Рассказывание сказки «По щучьему веленью» - развивать у детей интерес к познанию, совершенствовать речевые навыки

Разучивание поговорки «Кто читает, тот много знает»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

Подвижные игры «Заря- Заряница»- развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре

Весеннее развлечение «В гости к сказке»- поддерживать интерес к русским народным сказкам, подвижным народным играм

Диагностика:  на выявление имеющихся у детей знаний о народных традициях и обрядах,  умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров ( анкетирование)

  1. 3. Завершающий этап
  • • Совместная с детьми деятельность;
  • • Участие в праздниках, обрядах;
  • • Диагностика;
  • • Оформление материалов проекта;
  • • Подготовка презентации о проделанной работе над проектом.

 

 Итоговое событие: весеннее развлечение «В гости к сказке…»

 

Конспект весеннего развлечения в старшей группе «В гости к сказке»

Действующие лица: дети, Ведущая, Емеля, Весна.

Дети под музыку входят в зал: танец «Здравствуй, Весна»

Вед:

Из далеких краев, где морская волна кружевной рассыпается пеной,

К нам на крыльях ветров прилетает весна и приносит с собой перемены.

Дети:

Теплый ветер ласкает нам лица, и гремит без умолку капель.

Как во сне, не успев проявиться, заиграла пастушья свирель.

Небо чистое, нежное, ясное. Голубой и таинственный свет.

То- весна, чародейка прекрасная дарит нам свой веселый привет.

Скоро, скоро распустятся почки, побегут по дорогам ручьи.

Почернеют пригорки и кочки и в лесах запоют соловьи.

А пока мы ждем с нетерпеньем, настежь душу свою распахнув.

С новой жизнью и с птичьим пеньем мы сегодня встречаем весну.

Песня о весне.

Вед:

Спели мы песню, стихи рассказали. Но почему то весны не видали.

( на экране появляется слайд)

Вот и домик весны показался вдали, давайте кликнем: Весна, приходи!

Что- то никто не отвечает… ( на экране слайд Емеля: долго ехал я на печке, вас приветствую сердечно, отыскал вас еле- еле, а зовут меня Емеля).

Вед: Из какой сказки к нам Емеля приехал? Давайте скажем волшебные слова «По щучьему веленью, по моему хотенью- здесь Емеля появись»

Под музыку входит Емеля:

Эх, поклон вам до земли! Здравствуйте, молодцы (пожимает руки мальчикам). Здравствуйте, красны девицы ( пожимает руки девочкам).

Вед: Здравствуй, Емеля! Вот так чудеса! Помоги нам Весну- красну отыскать.

Емеля: Это можно. Только пусть мне ребята помогут .

Все: По щучьему веленью, по моему хотенью Весна появись.

( на экране появляется Баба-Яга)

Вед: Ребята, кто это? ( Баба-Яга) За чем к нам прилетела?

Б.Я.: Ха! Ха! Ха! Вот прилетела. Как это вы меня , такую красавицу забыли? Все о Весне вспоминаете. Я Весну спрятала, никто ее не найдет! Я теперь вместо нее буду!!!

Емеля: Да я тебя за такие проделки в печь посажу, да изжарю!

Б.Я.: Ой, Емелюшка, скучно мне одной в избушке жить. Развеселил бы кто меня…

Емеля: Так за нами дело не постоит, правда, ребята? Как тебя развеселить?

Б.Я.: А вот станцуйте со мной, тогда скажу, где Весну искать.

Танец «Бабка- Ежка, выгляни в окошко»

Емеля: Ну, как тебе Ягуся, по нраву наши плясы?

Б.Я.: Ой, порадовали старушку. Где моя молодость? Так и быть, скажу, где Весна. Отправляйтесь в лесную глушь, где пни, да коряги, да пустые овраги.

Вед: Пойдем, ребята?

Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью отправляемся к Лешему.

(на экране меняется слайд)

Вед: Вот мы и в лесу. Кто-то сюда идет…

(на экране появляется Леший)

Леш: Кто пожаловал ко мне без спросу, без доносу?

Вед: Ребята, давайте поздороваемся с Лешим. Скажи, Леший, а Весну- Красну ты здесь не встречал? Мы пришли за ней.

Леш: Здравствуйте, кто до меня доходит, тот отгадки находит. Загадки отгадаете, ответ получаете.

Емеля: Ребята, вы умеете загадки отгадывать? Как хорошо, а то я испугался, что не справимся. Ну, Леший, по щучьему веленью, по моему хотенью- загадывай свои загадки!

Леш: Загадки будут про цветы, а поможет их загадать постоянная гостья нашего леса- Машенька.

(кукла на Маша на руке ведущего загадывает загадки)

Шла я лугом по тропинке, смотрю солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белые лучи. (ромашка)

На длинной ножке он стоит и звенит, звенит, звенит.

Лиловый, синий, голубой. Догадайся- кто такой? (колокольчик)

На зеленой длинной ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прилетел, пушистый шарик улетел (одуванчик)

Леш: Молодцы, справились с  моими загадками. А Весну я отпустил, поля цветами осыпать, да деревья зеленью накрывать. Да пошла не той дорогой, попала в болото… Вот с тех пор сам ее жду, не дождусь. Замерз совсем, одичал. Тепла хочется, солнышка яркого, где же она, эх…

Емеля: Что гадать, отправимся на болото, Весну выручать! По щучьему веленью, по моему хотенью отправляемся на болото.

(слайд на экране меняется)

Вед: Странно, никого нет.

Емеля: Ребята, как вы думаете, кто из сказочных героев живет в болоте среди лягушек и пиявок? Может мы его позовем?

(на экране появляется Водяной- песня «Я- Водяной»)

Водяной: Брр, брр! Кто это тут воду мне баламутит?

Емеля: Это мы с ребятами Весну ищем, ты ее не видал?

Водяной: Ааа, Красавица- Весна у меня в плену, надоели лягушки, думал, развлекать меня будет, а грустит все красна девица! Эх, жизнь моя жестянка!

Вед: Я предлагаю развеселить Водяного и сыграть в игру «Заряница».

Русская народная игра «Заряница».

Водяной: Вам спасибо за веселье, за весеннее настроение! Буду сегодня я добрей, отпущу Весну скорей!

Под музыку в зал входит Весна.

Кто меня тут вспоминал, кто меня на праздник звал?

Это я- Весна Царица, краснощекая девица,

Молода и зелена, всем для радости дана.

Я пришла сюда с друзьями, с лужей, с теплыми ветрами,

С блеском радуг и зарниц, с перелетной стаей птиц.

и теперь я снова с вами, с моими добрыми друзьями.

Свои порядки наведу и солнце в небо запущу.

Емеля: Так вот она какая Весна- Красна! Эх, по щучьему веленью, по моему хотенью объявляю дискотеку!

Свободный танец.

.  .  .