Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогические и программно-методические условия реализации технологий ЗОЖ в дошкольном образовании

Дата публикации: 2017-09-07 16:40:55
Статью разместил(а):
Вакулина Юлия Алексеевна

Педагогические и программно-методические условия реализации технологий ЗОЖ в системе дошкольного образования

Автор: Вакулина Юлия Алексеевна

      Роль дошкольного образовательного учреждения в развитии здорового образа жизни обусловлена тем, что около 80 % своего активного времени ребенок проводит в дошкольном учреждении.

      Актуальность  закладывания основ ЗОЖ и мотивации к нему  с дошкольного возраста обусловлена тем, что именно в период до 7 лет происходит закладывание  основ физического и психического здоровья. В этом возрасте формируются функциональные системы организма, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Поэтому очень важно уделить на этом этапе самое пристальное внимание закладке фундамента знаний и практических навыков здорового образа жизни, формированию  осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      Для реализации этих задач необходимо наличие определенных условий. Несмотря на то, что подходы различных специалистов в сфере теории и практики  воспитания к выделению условий формирования ЗОЖ, носят определенные различия, в них прослеживаются общие аспекты.

      Основой развития ЗОЖ выступает реализация здоровьесберегающих технологий.

     Применение воспитателями дошкольных образовательных учреждений в своей практике   здоровьесберегающих технологий позволяет более эффективно реализовать  воспитательный процесс, способствует формированию у воспитателей и родителей ценностных ориентаций, лежащих в основе  сохранения и укрепления здоровья дошкольников в том случае, при создании условий для возможности корректировки технологий.

            Реализация здоровьесберегающих технологий должна быть построена на основе режима двигательной активности, системы закаливания, разработанных для каждой возрастной группы. При этом все эти виды деятельности должны включать игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

            Как мы уже отмечали, в основе развития ЗОЖ и реализации здоровьесберегающих технологий должна лежать мотивация детей к здоровому образу жизни и его формирование.

            Основные направления, задачи, содержание мероприятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни содержатся в ряде программ и методических пособий, которые включают в себя  рекомендации по формированию здоровьесберегающего поведения.

            Так, большое внимание проблемам формирования ценностей ЗОЖ, создания условий для удовлетворения естественной потребности детей в двигательной активности, формирования элементарной осведомлённости в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры уделяется в  «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Согласно основным положений Концепции у воспитанников ДОУ должны быть сформированы  культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться; выработаны привычки к чистоте, порядку, аккуратности; развиты представления о полезности этих навыков и привычек; сформировано  бережное отношение к своему организму. Цели и задачи Концепции были положены в основу разработки различных программ по  дошкольному образованию. Рассмотрим ключевые позиции по исследуемой проблеме в разрезе  наиболее часто применяемых программ.

    Распространенной программой является программа «Радуга» (под редакцией Т.Н.Дороновой). Программа включает в себя раздел «Растим детей здоровыми», который в общие воспитательные задачи включает задачу воспитание привычки к ЗОЖ. В методических рекомендациях к программе приводится перечень знаний, умений, правил, особенно рационального питания, которых должен придерживаться ребёнок, детские трудности, даны методические приёмы приобщения детей к основам ЗОЖ.

            Специальный раздел, направленный на воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни содержится и в  Программе «Как воспитать здорового ребёнка» (автор В.Г.Алямовская). В этой программе основное внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков на основе осознания функционирования органов и систем.

            На обогащение психологического развития ребёнка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются в специфических видах деятельности,  направлена программа «Истоки» (науч. ред. Л. А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др.). Программа включает 4 основные линии: социального, познавательного, эстетического и физического развития.

            Важную роль в приобщении детей к ЗОЖ  имеет овладение основами двигательной культуры. Эти положения отчетливо отражаются в Программе «Из детства в отрочество» и  в пособии Н. В. Полтавцевой к этой программе  «Физическая культура в дошкольном детстве» , в которых   впервые были связаны формирование у дошкольников представлений о своём организме с влиянием характера выполнения физических упражнений на функционирование органов и систем организма, что способствует осознанному овладению и использованию детьми физических упражнений в жизненных ситуациях и развитию самостоятельности в решении двигательных задач,  как в игровой обстановке, так и в повседневной жизни.

     В пособии был  определен круг оздоровительных задач, которые необходимо решать в разных возрастных группах при выполнении физических упражнений, задачи обучения и объём знаний, который необходимо дать детям разных возрастных групп при выполнении физических упражнений.

            В методическом пособии «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В.Гаврючиной в качестве целей здоровьесберегающих технологий определены следующие понятия: разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка; обеспечение его полноценного здоровья; формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний; развитие разнообразных двигательных и физических качеств; укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

            Предложенная Л.В. Гаврючиной Программа включает в себя пять основных направлений: воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса, физическое развитие и оздоровление детей, лечебно-профилактическая работа, работа с родителями, обеспечение психологического благополучия.

            Во многих дошкольных учреждениях в основу воспитательного процесса положена программа «От рождения до школы». В качестве ведущих целей программы обозначены создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

            В программе уделяется большое внимание, сохранению и укреплению здоровья детей. При этом представленный комплексный подход к охране жизни и формированию ЗОЖ.  На это направлены задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитанию полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности

            Развитие ЗОЖ отражено в программе раздела, посвященного  физическому развитию. В дополнение к программе разработано пособие Л.И.Пензулаевой «Физическая культура в детском саду», в котором представлена система работы с детьми по физической культуре в разрезе возрастных групп.

     Таким образом, можно отметить, что в основе развития ЗОЖ дошкольников лежит ряд психолого-педагогических условий. Формирование этих условий отражено в различных Программах организации воспитательного процесса. Все рассмотренные программы направлены на решение обозначенных в «Концепции содержания непрерывного образования» задач по формированию ЗОЖ дошкольников и реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.

.  .  .