Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактические игры как средство развития речи детей 3-4 летнего возраста

Дата публикации: 2017-09-07 14:49:58
Статью разместил(а):
Цымбалова Татьяна Васильевна

Дидактические игры как средство развития речи детей 3-4 летнего возраста

Авторы: Цымбалова Татьяна Васильевна

и Ковтунова Снежана Валерьевна

 

«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Описание: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака

лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют

звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто

это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает

тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике

живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает

картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по

нескольку раз.

Игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную

выразительность.

Описание: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель:

«Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови,

цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и

показывает картинку.

Игра «Я быстрее»

Цель: Развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором

отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до предмета, но делать

шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например:

«Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и

т.п.

Игра «Что, где, когда».

Цели: Развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать ребенку вопросы:

-Где живут рыбы? (В реке.)

-Где растут ветки? (На дереве.)

-Где растут деревья? (В лесу.)

-Где растут листья? (На ветке)

Игра «Полезные «прятки».

Цели: Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий

рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе.

Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки.

Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же

он? Может быть, под диваном? Посмотрела – нет его там. А может быть, под стулом? И

там нет. А –а, вот он где – под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик

спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т.д.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки

по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию.

Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на

фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся,

корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква -

к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны,

говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь

приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-

му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-

р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь

сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения

повышать и понижать тон голоса.

Описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на

фланелеграфе соответствующих фигурок:

«Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи»

(произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на

дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит?

(«Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-

пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала?

(«Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит:

«мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на

дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он

маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит

«мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает

кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети,

понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Описание: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Педагог:

– Дети: Кто живёт в дупле?- Белка.

Кто живёт в скворечнике?- Скворцы.

Кто живёт в гнезде?- Птицы.

Кто живёт в будке?- Собака.

Кто живёт в улье?- Пчёлы

Кто живёт в норе?- Лиса.

Кто живёт в логове?- Волк.

Кто живёт в берлоге?- Медведь.

Вариант 2.

Педагог:

-Дети: Где живёт медведь?- В берлоге.

Где живёт волк?- В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать

полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Поезд особого назначения».

Цель: Развивать фонематический слух.

Описание: Сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит

только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые

начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый

звук каждого слова.

 «Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья

картинка»

Цель: Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках

интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова

в предложениях.

Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок

иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть

книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к

самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно

понравился.

Описание: Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и

эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что

они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог

описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли

своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть.

На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей).

Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети

выбирают по одной картинке и называют их.

Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза.

Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь

после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные

колокольчики.)

Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и

повторяет игру.

В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит

малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы

«животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т.д.

.  .  .