Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности

Дата публикации: 2018-02-04 17:01:24
Статью разместил(а):
Михайлова Ольга Олеговна

Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности

Автор: Михайлова Ольга Олеговна

МБДОУ «Детский сад № 122 «Солнечный лучик, г. Чебоксары

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»

Автор проекта

Михайлова Ольга Олеговна

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

младшая группа (3-4года)

Проблема, на решение которой направлен проект

Воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д., а нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей. И именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий. 

Цель проекта

Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности. 

Задачи проекта

1.            Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способностей к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

2.            Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей;

3.            Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

4.            Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

5.            Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Участники проекта

–       Воспитанники младшей группы;

–       Родители;

–       Воспитатели.

Сроки реализации проекта

с 01.09.2017 по 31.05.2018 (долгосрочный проект)

Ожидаемые результаты

1.            Организована воспитательная деятельность, направленная на формирование способностей к сопереживанию, чувству ответственности за свои поступки, отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через взаимодействия;

2.            Создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощающая ребенка (вызывающая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями, расширяя и активизируя словарный запас детей;

3.            Созданы необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждающие в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

4.            Воспитанники ознакомленыс праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с русскими народными играми. 

5.            Развито уважительное отношение к результатам детского творчества. 

 

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.

Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.Ее исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

Проблема данного проекта состоит в том, что воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д., а нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей. И именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.

 

Анализ внешней среды 

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Анализ внутренней среды

В МБДОУ «Детский сад №122» города Чебоксары воспитательно-образовательный процесс осуществляется по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Я, Михайлова Ольга Олеговна, стаж педагогической работы – 6 лет, работаю воспитателем в младшей группе.

Наблюдения за детьми показывают, дети очень активны, они проявляли инициативу в общении, они очень любознательны. В связи с этим хотелось бы направить их игры в нужное русло.

Задачи по духовно-нравственному воспитанию решаются не только во время проведения организованной образовательной деятельности с детьми, но и в повседневной жизни, и в самостоятельной деятельности ребенка в ДОУ, и в семье. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. В настоящее время в процесс обучения стали активно включать мультимедийное сопровождение.

Анализ организованной образовательной деятельности показал, что у детей наблюдается устойчивый интерес и внимание на всем протяжении занятия, они лучше запоминают слова и более активны при использовании мультимедийного сопровождения.

Методическое обеспечение в детском саду по духовно-нравственному воспитанию богатое: учебно-методическая, подписные и периодические издания.

Много сборников сказок по духовно-нравственному воспитанию.

Были выявлены слабые и сильные стороны объекта:

Слабые стороны

Сильные стороны

·      многие родители не обращают внимание на духовно-нравственное воспитание детей; 

·      у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме из-за сложных социальных условий, в силу занятости родителей;

·       не полностью сформирована составляющая предметно-развивающей среды в группе по духовно-нравственному воспитанию;

·       ограничен временной ресурс.

·         использование ИКТ-технологий при проведении организованной образовательной деятельности;

·         в годовом плане был запланирован педагогический совет по духовно-нравственному воспитанию;

·         интерес к развитию духовно-нравственного воспитания дошкольников у объекта;

·         организованность в работе, творческий подход к ней;

·         воспитательно-образовательный процесс проводится дифференцированно с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей;

·         есть интерес у педагогов к данной проблеме;

·         удовлетворенность родителей работой ДОУ и желание принимать участие в педагогическом развитии детей.

Таким образом, мы можем выдвинуть гипотезу проекта: каким образом противоречия междуформированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей и уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении влияет на развитие духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Цель проекта:создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности.

Задачи проекта: 

1.      Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способностей к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

2.      Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей;

3.      Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

4.      Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

5.      Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этапы

Цели

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап

Повышение квалификации

–     Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по теме проекта.

–     Подбор диагностического материала для детей и родителей.

–     Проведение акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

–      Создание творческой группы.

сентябрь – октябрь

2017 г.

Педагогическое просвещение родителей

–     Разработка перспективных планов по развитию духовно-нравственного воспитания младших дошкольников.

–     Первичное анкетирование родителей.

–     Консультации с родителями группы.

Основной этап

Реализация поставленных задач

–     Проведение организованной образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы.

–     Разработка конспектов занятий.

–     Индивидуальная работа с детьми.

–     Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.

–     Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения.

–     Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.

Постоянно в течение года

Работа с родителями

–      Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с нравственной направленностью.

–      Открытое занятие для родителей с целью включения их в педагогический процесс.

ноябрь – декабрь 2017

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе.

Пополнение предметно-развивающей среды новыми видами театра духовно-нравственного содержания.

в течение года

 

Педагогическое просвещение родителей

–     Оформление информационного стенда.

–     Проведение консультаций по вопросам родителей с приглашением педагога-психолога и других специалистов.

в течение года

 

Заключительный этап

Оценка эффективности работы педагога

–      Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.

май 2018 г.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

План мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста на весь срок проекта:

Вид деятельности 

Тема 

Цель 

Организационная

Оформление театрального уголка

Подготовить условия и детей

Художественно-речевая

Беседа на тему: «Театр»

Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру

Театрально-игровая

Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам)

Закрепить знания текстов сказок. Развивать память

Изобразительная

«Мой любимый герой сказки»

Формировать интересы детей. Способствовать умению передавать качества личности любимого героя

Художественно-речевая

Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию

Познакомить детей с сюжетом сказки. Работать над интонацией, выразительностью, дикцией

Театрально-игровая

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко»

Закреплять знания детей о сказке. Способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания

Изобразительная

Герои сказки «Бобовое зернышко»

Воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев

Творческая

Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко»

Воспитывать желание изготовлять из рисунков сказочную книжку

Художественно-речевая

Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди»

Вспомнить с детьми сюжет сказки. Работать с текстом

Музыкальная

Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди»

Воспитывать у детей умение подбирать музыку для передачи хорошего, подавленного и обманутого настроения

Творческая

Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди»

Подготовка кукол, театральных декораций. Формировать эмоциональную атмосферу и активность детей

Театральная

Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди»

Воспитывать у детей умение передавать содержание сказки. Формировать дикцию, интонационную выразительность

Художественно-речевая

Сказка «Вершки-корешки». Знакомство с текстом сказки

Способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами. Формировать память, речь

Театрально-игровая

Игра «Вершки и корешки с героями сказки мужиком и медведем

Способствовать умению детей классифицировать овощи по заданной тематике

Творческая

«Фигурка медведя» (лепка)

Передавать характер героя через пластику

Музыкальная

Подбор музыки к тексту сказки «Вершки и корешки»

Передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев

Работа с родителями

Выставка работ и показ сказки «Вершки и корешки»

Познакомить родителей с результатами работы за истекший период

Художественно-речевая

Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию

Познакомить детей с содержанием сказки. Передавать содержание своими словами

Театрально-игровая

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко»

Закреплять знания детей о сказке. Формировать воображение, фантазию, речь.

Изобразительная

Герои сказки «Морозко»

Передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев. Закрепить умение передавать при изображении черты людей разного возраста

Музыкальная

«Забавы зимы»

Передавать с помощью музыки зимние звуки: падающий снег, хруст снега под ногами, завывание метели и т.д.

Театральная

Представление сказки «Морозко»

Воспитывать умение участвовать в построении сказки по ролям (отработка силы голоса, интонаций, движений, взгляда и т.д.)

Художественно-речевая

Сказка «По щучьему веленью». Беседа по ее содержанию

Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, запоминать ключевые моменты сказки, связывать сказку с былью, развивать речь

Театрально-игровая

Игра «По щучьему веленью, по моему хотенью» с героем сказки Емелей

Выполнение задания Емели, вживаясь в роль волшебницы щуки

Творческая

Поделка «Щука»

Способствовать умению детей изготовлять из природного материала макет щуки, передавая ее характерные особенности

Театрально-спортивная

«Веселые старты» по сказкам («Пирожки для бабушки», «Вытяни репку», Цветик-семицветик» и т.д.

Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений

Художественно-речевая

Сказка «Заячья избушка». Знакомство с текстом сказки

Передавать содержание сказки своими словами, развивать память, речь

Изобразительная

Рисование героев сказки «Заячья избушка»

Формировать особенности тел животных, их окрас, движения. Передавать это в рисунке

Театрально-игровая

Проигрывание диалогов из сказки «Заячья избушка»

Передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характер героев сказки

Музыкальная

Подбор музыки к тексту сказки «Заячья избушка»

Формировать чувство ритма, умение передавать с помощью музыки настроение животных, смену времен года, тембр голоса

Художественно-речевая

Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки

Запоминать и передавать содержание сказки

Творческая

Поделки к сказке «Волк и семеро козлят»

Формировать умения детей изготовлять фигурки животных из природного и бросового материала. Совершенствовать навыки работы с тканью, ножницами, иглой

Музыкальная

Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят»

Способствовать умению детей с помощью музыки передавать настроение животных, тембр голоса и т.д.

Театрально-спортивная

«Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит.д.)

Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений

Работа с родителями

Выставка работ

Познакомить родителей с результатами работы

Работа с родителями воспитанников

Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»

Познакомить родителей с результатами творческой деятельности детей, продемонстрировать приобретенные навыки в театральном творчестве

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.        Организована воспитательная деятельность, направленная на формирование способностей к сопереживанию, чувству ответственности за свои поступки, отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через взаимодействия;

2.        Создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощающая ребенка (вызывающая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями, расширяя и активизируя словарный запас детей;

3.        Созданы необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждающие в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

4.        Воспитанники ознакомлены с праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с русскими народными играми.

5.        Развито уважительное отношение к результатам детского творчества.

Условия, обеспечивающие достижения результатов 

1.        Психолого-физическое благополучие детей младшего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.

2.        Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности детей младшего возраста.

3.        Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.

4.        Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме нравственного становления ребёнка младшего возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.

2.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

3.      Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

4.      Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

5.      Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

6.      Панков В.И. Ваши помощники книги, М, - 1998

7.      Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004

8.      Щуркова Н.Е. Игровые методики, - 2001

.  .  .