Конспект НОД "Ознакомление детей со свойствами воды"
Конспект НОД
"Ознакомление детей со свойствами воды"
Автор: Сергеева Светлана Павловна
СП МДОУ № 14, г. Оленегорск, Мурманская область
Цель: познакомить детей со свойствами воды (находится в жидком и твердом состоянии). В жидком не имеет вкуса, запаха, цвета; чистая вода прозрачная. Закрепить знания детей о том, что вода в жидком состоянии течет. Уточнить значение и применение воды.
Ход: (Дети проходят в группу. Звучит шум дождя.)
Воспитатель: Кто там топает по крыше
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ
Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может кошек подковали?
Топ-топ-топ?
-Ребята, что это такое? (ответы детей)
-Мне кажется, к нам пришла гостья. Посмотрите, вы её узнали? (Капелька)
Капелька: Здравствуйте, я капелька!
Воспитатель: Капелька, откуда ты взялась?
Капелька: А я вам загадку загадаю, тогда и узнаете.
-Душ! Душ! Тёплый душ!
После душа много луж.
Мы побегаем под душем
И себя под душем сушим. (Дождик)
Капелька: Да, дождик, а я маленькая капелька воды - частичка дождика. Я очень хорошая и полезная. Вот скажите, зачем вам нужна вода?
-Для чего нужна вода людям, животным, растениям?
-А вдруг не было бы воды, что произошло бы? (Всё погибнет)
-А я к вам не одна пришла, пригласила с собой своих подружек (показывает банку с водой) вот как их много.
Воспитатель: - Ребята, а что же капелька нам принесла?(воду)
-Где ещё можно увидеть воду?
-Что такое вода? (Вода-это жидкость. Она течет, её можно переливать, наливать во что-нибудь, из банки в чашку и т.д.)
-Есть ли форма у воды?
(Дети выполняют опыты предыдущих занятий: если шар покатить по столу, а кубиком постучать - они не изменят свою форму. А вода, если мы её нальём в кубик примет форму кубика, если нальём в шар, примет форму шара.)
Вывод: - Вода постоянно меняет форму. Вода формы не имеет.
-Ребята скажите, имеет ли вода цвет?
Опыт: Сравнение воды с молоком и листом белой бумаги.
-Какого цвета молоко?
-Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?
-Так есть ли цвет у воды? Какая вода?
-А всегда ли вода бывает чистая?
-Как мы называем нечистую воду? (грязная, мутная)
-Как получается грязная вода?
Верно, но вода бывает чистой, и такая вода называется прозрачной.
-Почему прозрачной?
Опыт: У воспитателя банка с грязной водой, а у детей банки с чистой водой. Воспитатель предлагает посмотреть сквозь банки с чистой водой на окружающих, на свою руку, а затем бросить различные цветные предметы в банку с водой, тоже самое делает с грязной водой.
-В какой воде видны предметы, у вас в чистой или у меня в грязной?
Вывод: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода -непрозрачная.
-Назовите, какие предметы в группе можно назвать прозрачными?
-Ребята, если понюхать воду - пахнет ли она? (сравнить с духами)
Вывод: Вода не имеет запаха.
-Ребята, вы любите шоколад?
-Какой он по вкусу?
-Какой по вкусу лимон? Перец?
-Вода, какая по вкусу?
Опыт: Воспитатель предлагает детям по очереди попробовать сладкую, солёную, кислую воду, демонстрируя при этом, как кладёт в неё сахар, соль, сок лимона.
-Если в воду ничего не добавлять, какая она по вкусу? (никакая)
Вывод: Уводы нет вкуса.
Физкультминутка: Игра с капелькой
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва-
Кап, кап, кап, кап
Стали капли поспевать
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Воспитатель: - Капелька, а когда приходит зима и начинаются морозы, что с водой происходит?
Капелька: - ой, и не спрашивайте! Вода начинает замерзать и мне холодно!
Воспитатель: - А как это бывает?
Капелька: - Пусть ребята нам подскажут.
Воспитатель: - Ребята, так что же происходит с водой на морозе?
-Где мы можем видеть лёд?
Капелька: - Я совсем забыла, что приготовила для вас сюрприз. Это волшебный сундучок. Он умеет всё превращать. Если поставить в него банку с водой и сказать волшебные слова, то может произойти, что-нибудь необычное.
Посмотрите, а вода в банке уже превратилась в лёд. (Раздаёт детям кусочки льда)
-Так, что такое лёд? ( Замёрзшая вода)
-Какой лёд? (твёрдый, холодный, гладкий, прозрачный, хрупкий)
Опыт: У воспитателя лёд - разбить его.
Вывод: Лёд - замёрзшая вода в твёрдом состоянии.
Воспитатель: - Что-то холодно стало ото льда. Давайте сложим все льдинки в одну банку, поставим в волшебный сундучок. Скажем волшебные слова. Не нужен нам холодный лёд, пусть лучше будет вода.
Капелька : - Да, да вода лучше. А если её нагреть сильно - сильно, то появятся очень-очень маленькие капельки. Они очень лёгкие. Это вода превращается в пар. Давайте посмотрим, как это получается.
Опыт: Нагреть в стакане воду кипятильником. Обращаем внимание на струйки пара и на то, что они поднимаются вверх. Накрыть стакан стеклом. Сначала появляется пар, который потом превращается в капельки воды. Значит пар-это вода.
Вывод: Вода может быть не только жидкой, она становится твердой (льдом) на морозе, а если её нагреть становится паром.
Воспитатель: - Вот сколько интересного мы узнали о воде. Спасибо Капелька.
Капелька: - Спасибо и вам. А мне пора возвращаться к своим друзьям - капелькам. До свидания.