Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Необходимость развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2018-01-05 17:56:49
Статью разместил(а):
Мукина Ольга Александровна

Необходимость развития связной речи у детей

старшего дошкольного возраста

Автор: Мукина Ольга Александровна

Перед взрослыми, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «Готов ли ребенок к обучению в школе?» Некоторые родители считают, что для обучения в школе нужно научить ребенка читать и считать, другие – дать ему большой запас знаний, расширить кругозор, третьи – научить ребёнка быть внимательным, чётко выполнять инструкции, поручения, для четвёртых самым важным кажется купить портфель и школьные принадлежности, а остальному научат в школе. Бесспорно, дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать, много знать, а значит быть готовым всему этому научиться.

Ярким показателем готовности к школьному обучению является уровень речевого развития ребёнка. По мнению Л. С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. А возраст 6-7 лет — период чрезвычайно активного ее развития речи. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика , грамматика, связная речь.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

            При подготовке ребенка к школе  особую роль занимает развитие связной речи, которая включает в себя: умение связно и последовательно излагать свои мысли при построении предложений, пересказе текстов, ответах на поставленные вопросы; умение самому задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником.

              Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

              Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

          Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

          Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

          Благодаря усиленной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, большинству дошкольников  удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его.

                В 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический синтаксический строй родного языка (А.Х. Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С. Ушакова и др).

              Однако, овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

               Глухов В.П. отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. К этому хотелось бы добавить, что не менее важным условием также является сформированность навыка построения связного высказывания.

       Старшие дошкольники овладевают следующими видами связного высказывания:

- составление полных грамматически правильно построенных предложений по сюжетной картинке;

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа  по сюжетной картине или серии картин;

- составление рассказа – описания или сравнительного описательного рассказа;

- составление рассказа из собственного опыта.

- придумывания рассказа по данному началу;

- придумывание рассказа на заданную тему.

            В работе по развитию связной речи важное место занимает пересказ. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания.

        Каких же условий необходимо придерживаться  при обучении детей пересказу:

- целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным для понимания ребенком содержанием;

- подготовка к восприятию текста (отгадывание загадок о персонажах произведения,  уточнение значения отдельных слов, рассматривание иллюстраций к тексту);

- текст  прочитывается в медленном темпе;

- необходим разбор содержания  текста (даются вопросы по содержанию произведения, которые направлены на выделение основных моментов, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей произведения);

- выделение основной мысли произведения (что узнали нового, чему учит сказка и т.д.);

- при повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, незаконченных взрослым предложений.

          Дети с недоразвитием речи испытывают определенные затруднения при составлении описательных рассказов. Описание – особый вид связной монологической речи. Обучение описанию оказывает разностороннее  воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

        Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа – описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины по тематической серии: «Зима», «Весна», картины известных художников («Золотая осень» Левитана и др.).

             В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением (что расположено на переднем плане, позади, слева и т.д.), дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.).

              Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти можно проводить игровые упражнения типа:

- «Кто больше увидит?» - ребенок называет изображенные предметы указанного цвета, назначения и пр.);

-  «Кто лучше запомнил?» - ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины;

-  «Будь внимателен» -  дети заканчивают предложение, начатое взрослым (на переднем плане картины мы видим притаившегося под … кустом зайчика.)

         Описательный рассказ может быть составлен  по любимой игрушке, по различным предметам (овощ или фрукт, ваза с цветами и т.д.), по собственному рисунку. В помощь ребенку можно предложить план рассказа:

- название предмета;

- отличительные признаки: форма, цвет, свойства;

- предназначение предмета (приносимая польза).

            Дети шести лет проявляют большой интерес к творческим  рассказам  (придуманным самостоятельно). Обучение творческому рассказыванию играет большую роль в развитии словесно – логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.

          Дети учатся составлять творческие рассказы по сюжетной  картине, серии картин, по набору игрушек, по данному началу (продолжить начатый рассказ), на заданную тему (без наглядности).

           Творческое рассказывание является наиболее трудным видом рассказывания для ребенка дошкольника, поэтому необходима помощь взрослого, которая включает в себя следующие  приемы:

- беседу – обсуждение данной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей знаний и представлений по теме);

- составление плана будущего рассказа;

- «направляющие» указания к  составлению рассказов (ребенок должен определить место, время действия, основных персонажей и т.д.).

             Очень важно то, с каким настроением взрослый слушает рассказы ребенка. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому ребенку.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектовым по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша.

В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

- ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

- логика выражения;

- форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом) .

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Приемы обучения:

1. Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?  стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья?  репродуктивные вопросы (простые по содержанию) : что? где?

2. Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

- образец, чтение произведения,

- вопросы, объяснения и указания,

- обращение к личному опыту детей,

- подсказ слова или фразы воспитателем,

- совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

- пересказ по частям,

- пересказ по ролям,

- хоровое проговаривание,

- игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) .

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка .

С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Некоторые рекомендации по развитию связной речи дошкольников 

Многие дети, поступившие в 1-й класс, слабо владеют навыками связной речи в необходимом для этого возраста объёме. У них беден словарный запас, нет образных выражений, мало прилагательных и наречий, узок глагольный словарь, мысль выражают простыми фразами, т.е. язык невыразителен и безграмотен.

При составлении рассказов из собственной жизни, по сюжетной картине или серии картин, при пересказе текста, мультфильма они просто перечисляют действия персонажей, не определяют последовательность событий, мысль излагают неполно, иногда отсутствует соответствие ситуации или фактическому материалу, наблюдается искажение смысла рассказа или включение дополнительной информации. Особенно ярко это проявляется у детей с нарушениями речи, каких поступает в 1-й класс около 40%.

Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу.

 Первый этап – накопление словаря по общепринятым темам:

Человек, части тела, Семья , Дом , Игрушки, Посуда, Мебель, Одежда, Обувь, Профессии, Овощи, Фрукты, Ягоды, Цветы, Грибы, Деревья, Кусты, Весна, Лето, Осень, Зима, Зимующие птицы, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Морские животные, Рыбы, Птицы и звери нашего леса, Лес, Сад, Парк и другие. Сюда входит:

- накопление словаря ( всех частей речи) ;

- уточнение значения слов;

- развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.) ;

- работа над антонимами;

Второй этап – работа над грамматическим строем речи ведётся по направлениям:

- согласование слов в предложении;

- употребление сравнений;

- знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;

Третий этап – составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни.

Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать своё отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.

Четвёртый этап – составление рассказа по картине. Первой картиной может быть натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию.

Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и опять выразить своё отношение к картине.

Пятый этап – составление рассказа по пейзажной картине. Дети используют умения описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи…

Шестой этап – описание портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности человека, что помогает развивать наблюдательность, снимание.

Седьмой этап – составление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки описательного рассказа, описание пейзажа, описание портрета.

Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты. Это развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную речь.

Восьмой этап – обучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.

На девятом этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по данному началу и т.д.

Методики по развитию связной речи используются различные; основой данной системы является практическая деятельность учителя – логопеда

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.  Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д. 

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

 Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

 Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.  Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

 Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

 Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

 Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай 

 Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному 

 Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий 

 Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой 

 Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам 

 Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни 

 Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж 

 Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу 

 Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню 

 Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось? 

 Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Родители - первые и самые важные воспитатели в жизни ребенка. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

.  .  .