Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Праздничная одежда для детей коренного населения Нижегородской области"

Дата публикации: 2017-12-27 08:23:35
Статью разместил(а):
Веденеева Марина Юрьевна

Праздничная одежда для детей коренного населения Нижегородской области конца 2-ой половины 19 века

Автор: Веденеева Марина Юрьевна

 

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений, воспитания любви к родному краю  имеет применение в воспитательно-образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами , традициями, культурными ценностями родного края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Продолжительность проекта:  учебный год

Актуальность темы: Наш детский сад работает над темой «Нравственно-патриотическое воспитание детей». Раньше, раскрывая тему «Дружба народов», мы обращались к национальностям союзных республик. В настоящее время тема дружбы народов остается актуальной. Но решать ее мы считаем посредством воспитания чувств дружбы, уважения к тем народам, которые живут в окружающем нас социуме. Ведь рядом с нами живут, трудятся люди таких национальностей, как татары, мордва, чуваши, марийцы. Да, мы живем в одном социуме, но каждая национальность стремится сохранить свою самобытность. А в чем она выражается? Это сохранение своей культуры, обычаев, верований, которые складывались многие столетия. Наиболее ярко эта самобытность выражается в одежде той или иной национальности.

Проект направлен на формирование у детей представлений о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Нижегородской области конца 2-ой половины 19 века.

Составляющие проекта: 

1. Русский народный костюм для мальчика и девочки.

2. Татарский народный костюм для мальчика и девочки.

3. Мордовский народный костюм для мальчика и девочки.

4. Чувашский народный костюм для мальчика и девочки.

5. Марийский народный костюм для мальчика и девочки.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения к истокам культуры и традициям Нижегородской области.

 

Задачи: 

1. Ознакомление дошкольников с культурными традициями народов Нижегородской области 2-ой половины 19 века.

2. Формирование у дошкольников умения применять полученные знания, представления о народах Нижегородской области данной эпохи в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

3. Воспитание патриотизма, любви к русской культуре, народному творчеству.

4. Повышение компетентности родителей в вопросах  об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах народов Нижегородской области данной эпохи.

 

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств дошкольников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

2. Укрепление образовательного поля «Ребенок-семья-учреждение-общество»

3. Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средства реализации проекта: использование различных видов деятельности, просвещение родителей, беседа, чтение художественной литературы, экскурсии.

Проект реализуется в 3 этапа: 

1. Организационно-подготовительный этап

2. Практическая деятельность

3. Заключительный этап.

 

1 этап - организационно-подготовительный.

- Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Нижегородской области 2-ой половины 19 века

- Определение направлений работы, выбор форм и методов  воспитательно-образовательной деятельности

- Разработка проекта.

 

2 этап - Практическая деятельность - реализация проекта

Сентябрь-октябрь

Беседа о народах Нижегородской области; просмотр презентации «Костюмы народов Нижегородской области 2-ой половины 19 века; дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?»; изготовление женского головного убора-кокошника, мужского национального головного убора-тюбетейки; разучивание пословиц и поговорок о дружбе, рассказывание сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов данной эпохи Нижегородской области; экскурсия в краеведческий музей г. Богородска; сюжетно-ролевая игра «Семья»;  разучивание подвижных народных игр; раскрашивание; создание книжки-малышки «Национальный костюм»; праздник «Осенняя ярмарка»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои корни», «Традиции»; ознакомление с историей народных музыкальных инструментов; сюжетно-ролевая игра «Мастера росписи посуды»; изготовление кукол-берегинь; ООД «Музыка народов Нижегородской области»; развлечение «Сказки народов».

Январь

Чтение сказок народов; беседа «Семейные обряды»; разучивание подвижных народных игр; театрализация народных сказок; рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Нижегородской  губернии»; разучивание танцев .

Февраль

Беседа «Как появилась кукла», «Во что играли прабабушки и прадедушки», «Народные игры»; дидактическая игра «Укрась полотенце, поясок, платок»; разучивание подвижных народных игр; изготовление тряпичной куклы; развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа «Обряды и праздники, связанные с жизнью человека»; дидактические игры «Третий лишний», «Составь узор»; оформление фотоальбома «Национальные праздники»; украшение мордовского национального пояса бисером; весенние обрядовые заклички; развлечение «Масленица»; частушки.

Апрель

Просмотр презентации «Национальные традиции в ремеслах»; сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды»; раскрашивание «Домашняя утварь и предметы быта»; разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов»; фольклор от самой колыбели.

Май

ООД «Национальное наследие»; физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»; создание альбомов «Семейные традиции»; развлечение «Дружно мы живем в краю родном»

Взаимодействие с родителями

-Родительское собрание «Формирование чувств национального достоинства» (октябрь)

-Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» (декабрь)

-Консультации ( «Как играть в народные игры», «Подвижные игры разных народов»)

-Изготовление костюмов.

 

3 этап-заключительный

1. Анализ и обобщение полученных результатов

2. Презентация проекта на районном конкурсе «Традиции, фантазия и творчество»

Работая над темой народного костюма для детей, мы старались воплотить в моделях костюмов самые яркие элементы национального этнического костюма.

Нельзя доподлинно передать нюансы, особенности костюма того или иного народа, т. к. сами народы имеют различия внутри самой национальности в зависимости от месторасположения. Например, луговые, горные и восточные марийцы. А народы мордвы имеют 2 субэтноса. Это мордва-мокша и мордва-эрзя.

Кроме того, каждый народ имеет свою сословную прослойку. Чем богаче народ, тем богаче его костюм.

Тем не менее, сравнивая и сопоставляя костюмы нашего проекта, легко можно найти отличительные особенности каждой национальности.

В завершении хочется сказать, что мы с большим интересом работали над этой темой. Старались подобрать натуральные ткани, красиво «посадить» костюм на модель, использовать наиболее выразительные отделочные материалы. И, конечно, изучили большое  количество материала по выбранной теме.

Итог нашей работы - Гран-при в районном конкурсе по изготовлению и презентации народного костюма «Традиции, фантазия и творчество».

.  .  .