Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи как фактор становления личности ребенка

Дата публикации: 2017-12-24 17:18:01
Статью разместил(а):
Филонская Светлана Георгиевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Автор: Филонская Светлана Георгиевна

 

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём не бывало, ориентируется во всём хаосе, постоянной распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которое так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист». (К. И. Чуковский «От двух до пяти»).

Всем известно, что ребёнок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигает определённого уровня развития.

Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтоб у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.

Однако и этого ещё не достаточно для возникновения у ребёнка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речи как основным способом общения со сверстниками и взрослыми.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Как вы знаете, так называемые дети-маугли, найденные в лесу и воспитанные волками, собаками либо другими животными, даже в 7-10 летнем возрасте не владели человеческой речью и очень трудно осваивали её, живя с людьми. Это объясняется тем, что легче всего овладение речью происходит в раннем и младшем дошкольном возрасте. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным и приветливым тоном, учитывая, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить.

В общении с ребёнком, особенно в младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова и звукоподражания («Где бибика?», «Миша хочет ням-ням?», «Ляля бай- бай!»), сюсюкать. Это ничего кроме вреда ребёнку не принесёт - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослых слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами («Женечка, деточка, подай тарелочку и подвинь стульчик, а то у бабушки ножки болят»).

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться над ним, тем самым усугубляя досаду ребёнка на самого себя, воспитывая неуверенность в себе и вызывая недовольство окружающими.

В то же время нельзя требовать от ребёнка правильного произношения звуков в тот период жизни, когда речь ребёнка только формируется. Ведь неправильное произношение некоторых звуков на определённых жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.

Вовремя обнаружить недостатки произношения, отделить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно устранить дефекты речи поможет опытный специалист-психолог, работающий в нашем ДОУ.

Некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении детьми слов родители могут устранить без помощи специалиста. Но подходить к этому надо очень осторожно. Для этого нужно набраться терпения, потому, что упражняясь с ребёнком, ни в коем случае нельзя повышать голос.

Если при произношении слов ребёнок теряет звуки или меняет их местами, лучше предложить ему произносить слово по слогам сначала медленнее, потом быстрее.

Речевые ошибки могут выражаться не только в неправильном произношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения (например, неправильное употребление ударения, спряжение глаголов: «звонят» вместо «звонят», «ложат», вместо «кладут»). Беседуя с ребёнком и замечая неправильно произнесённые слова, необходимо доброжелательным тоном указывать на ошибки, не повторяя неверно сказанных слов и предложить ребёнку заменить их на соответствующие литературным нормам.

Неряшливая, торопливая речь взрослых, неосознанно используемые слова-паразиты и жаргонные выражения так же могут негативно отразиться на речи ребёнка. Он может так же невнимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается окружающими.

Если дома постоянно разговаривают на повышенных тонах, торопливо, раздражённым голосом, то и речь ребёнка будет такой же.

Один из наших воспитанников, Дима С. (5 лет), в разговоре всегда торопился, недостаточно чётко проговаривал слова, теряя звуки, и «проглатывая» окончания в словах. В беседе с родителями выяснилось, что Дима много времени проводит с бабушкой, речь которой страдает именно такими дефектами.

Другой пример: к воспитателю обратился папа Толи Б. (4 года) с жалобой на то, что в детском саду мальчик слышит нецензурные выражения и повторяет их дома. Воспитатель, зная, что в группе ни взрослые, ни дети не используют нецензурную речь, в доверительной беседе с Толей выяснила, что непозволительные выражения использует дома в отсутствие родителей его старший брат 15-ти лет, общаясь со сверстниками.

Как правило, взрослые, кивая на занятость, часто попросту отмахиваются от бесконечных вопросов ребёнка дошкольника. Делать этого нельзя. Если вы сильно заняты, пообещайте ребёнку, что обязательно ответите на его вопрос, только позже. И, конечно, нужно сдержать обещание.

Если ребёнок не получает ответы от вас, привыкает к тому, что вряд ли у вас вообще когда-нибудь найдётся время для беседы с ним, значит, он постарается удовлетворить своё любопытство в другом месте, с другими людьми, которые, возможно, ответят на его вопросы совсем не так, как хотелось бы вам.

И наоборот, найдя в вашем мире интересного для себя собеседника, ребёнок, помимо почерпнутой от вас информации, станет дорожить вашей осведомлённостью, будет доверять вам свои тайны, ваше мнение и ваше поведение станут для него авторитетными. Ваш ребёнок станет вам настоящим другом. И, конечно, частые беседы с родителями будут играть существенную роль в речевом развитии ребёнка.

В семье для ребёнка надо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносил звуки и слова.

Для формирования правильной речи у ребёнка необходимо заучивать вместе с ним загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи, проговаривать чистоговорки и скороговорки; предлагать ребёнку пересказывать небольшие рассказы, сказки, понравившиеся фрагменты из мультфильмов.

Необходимо давать ребёнку возможность высказаться по поводу заинтересовавшего его события, поощрять желание рассуждать, размышлять.

Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих его предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор ребёнка, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи.

Овладение речью позволяет ребёнку обогатить свой жизненный опыт, активнее накапливать знания, совершенствовать умение жить в коллективе сверстников.

Для достижения положительного результата в формировании речи детей большое значение имеют тесные контакты детского сада и семьи.

Совместная работа воспитателей и родителей, наиболее полно используемые педагогические возможности обеспечивают становление личности ребёнка, создают необходимые для всестороннего гармоничного её развития.

.  .  .