В здоровом теле - здоровый дух
В здоровом теле - здоровый дух
Автор: Бугаенко Елена Анатольевна
Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает из года в год. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развитие детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение - важнейшее условие организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение цели здоровьесбережения в ходе воспитания и развития.
На сегодняшний день психологами и педагогами было создано множество различных здоровьесберегающих методик. Поэтому реализация модели формирования здоровья детей в нашем учреждении обеспечивается направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников, комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года, а также формирование подходов к взаимодействию с семьей и привлечением родителей к спортивным праздникам, досугам вместе с детьми.
В течении года в нашей работе решаются задачи здоровьесбережения: сохранить здоровье детей, создать условия их своевременного и полноценного психического развития (осуществляем решение этой задачи вместе с педагогом - психологом), обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В дошкольном учреждении существуют направления работы по здоровьесбережению. Это лечебно - профилактическое - фито, витаминотерапия. Оздоровительная направленность - комплексы закаливающих мероприятий, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости . Формирование валеологической культуры ребенка.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в нашем ДОУ заключается в использовании в режиме дня : различных оздоровительных режимов, воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья", профилактика плоскостопия, хождение босиком. Кроме традиционной двигательной деятельности детей включаем в непосредственно образовательную деятельность физминутки и дыхательные гимнастики.
Проведение физминуток помогает предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, а также является профилактикой нарушения осанки. Введение в структуру наших занятий физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Например, когда тема недели "Одежда", проводим такую физминутку:
Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли. Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли. (Делаем и показываем движения по тексту).
Надо нам ее спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочек насыпаем.
Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрем.
Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится, мы попрыгаем и покружимся.
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья . С ее помощью мы справляемся с переутомлением и усталостью. Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательных гимнастик помогает нам развитию еще несформированной дыхательной системы ребенка и укрепляет защитные силы его организма. Дыхательные упражнения провожу во время утренних гимнастик, на прогулке, во время игр-занятий. Вначале дыхательные упражнения кажутся детям непростыми, поэтому помогаю ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в веселую игру. Например:
"Сердитый ежик".
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте,
как ежик во время опасности сворачивается в
клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь,
голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" -
звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р"
- а это уже довольный ежик.
В настоящее время проявляется большой интерес к применению холода с лечебной закаливающей целью, в частности к использованию температур умеренного холода. Разработана новая технология закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в виде методики криомассажа области стоп ног ребенка. Данную методику постарались использовать и мы в нашем учреждении.
Данная методика включает некоторые периоды: подготовительный период (в нем осуществляется подбор детей по отсутствию противопоказаний, а также разъяснительная работа с родителями по целям и методике закаливания); начальный период закаливания - первые 2 недели; основной период закаливания, где непосредственно применяется методика.
Задачи, которые ставились для решения проблемы внедрения криомассажа в процесс оздоровления детей такие:
- проведение работы с родителями по ознакомлению с особенностями проведения криомассажа, его эффективностью;
- получение согласия родителей на внедрение криомассажа в процессе оздоровления детей;
- внедрение методики проведения криомассажа в процессе оздоровления дошкольников;
- соответствующие выводы об успешности криомассажа в процессе оздоровления дошкольников.
Применение данной методики в нашем учреждении на данный момент приносит хорошие результаты в сохранении и укреплении здоровья детей.
В приобщении детей к здоровому образу жизни в нашей работе важную роль играют дни здоровья, физкультурно - спортивные праздники, осуществляемое взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей - это различные круглые столы по вопросам оздоровления и закаливания детей, так как в наших северных условиях закаливание необходимое условие в укреплении здоровья детей. На информационных стендах для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики плоскостопия, органов зрения, осанки, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
Конечные результаты, к которым стремлюсь в своей работе: формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников; внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье; обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей; улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Итак, можно сделать вывод, что вся работа строится на решении задач, которые решая в комплексе дают возможность сохранить и укрепить здоровье детей, а также обеспечить организацию здоровьесберегающего пространства в нашем ДОУ.