Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

В здоровом теле - здоровый дух

Дата публикации: 2017-12-24 16:28:07
Статью разместил(а):
Бугаенко Елена Анатольевна

В здоровом теле - здоровый дух

Автор: Бугаенко Елена Анатольевна

 

 Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает из года в год. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

     Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развитие детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение  - важнейшее условие организации педагогического процесса в ДОУ.

     В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системой  взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение цели здоровьесбережения в ходе воспитания и развития.

     На сегодняшний день психологами и педагогами было создано множество различных здоровьесберегающих методик. Поэтому реализация модели формирования здоровья детей в нашем учреждении обеспечивается направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников, комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года, а также формирование подходов к взаимодействию с семьей и привлечением родителей к спортивным праздникам, досугам вместе с детьми.

     В течении года в нашей работе  решаются задачи здоровьесбережения: сохранить здоровье детей, создать условия их своевременного и полноценного психического развития (осуществляем решение этой задачи вместе с педагогом - психологом), обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

     В дошкольном учреждении существуют направления работы по здоровьесбережению. Это лечебно - профилактическое - фито, витаминотерапия. Оздоровительная направленность - комплексы закаливающих мероприятий, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости . Формирование валеологической культуры ребенка.

     Организация здоровьесберегающего образовательного пространства  в нашем ДОУ заключается   в использовании в режиме дня : различных оздоровительных режимов, воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья", профилактика плоскостопия, хождение босиком. Кроме традиционной двигательной деятельности детей включаем  в непосредственно образовательную деятельность  физминутки и дыхательные гимнастики. 

     Проведение физминуток помогает предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, а также является профилактикой нарушения осанки. Введение в структуру наших занятий физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

       Например, когда тема недели "Одежда", проводим такую физминутку:

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли. Обращались  с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли. (Делаем и показываем движения по тексту).

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочек  насыпаем.

Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрем.

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

А пока одежда сушится, мы попрыгаем и покружимся.

           Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья . С ее помощью мы справляемся с переутомлением и усталостью.  Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательных гимнастик помогает нам развитию еще несформированной дыхательной системы ребенка и укрепляет защитные силы его организма. Дыхательные упражнения провожу во время утренних гимнастик, на прогулке, во время игр-занятий. Вначале дыхательные упражнения кажутся детям непростыми, поэтому помогаю ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в веселую игру. Например:

                "Сердитый ежик". 

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте,

как ежик во время опасности сворачивается в

 клубок. Наклонитесь как можно ниже, не

отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь,

 голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" -

звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р"

 - а это уже довольный ежик.

 

     В настоящее время проявляется большой интерес к применению холода с лечебной закаливающей целью, в частности к использованию температур умеренного холода. Разработана новая технология закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в виде методики криомассажа области стоп ног ребенка. Данную методику постарались использовать и мы в нашем учреждении.

      Данная методика включает некоторые периоды: подготовительный период (в нем осуществляется подбор детей по отсутствию противопоказаний, а также разъяснительная работа с родителями по целям и методике закаливания); начальный период закаливания - первые 2 недели; основной период закаливания, где непосредственно применяется методика.

       Задачи, которые ставились для решения проблемы внедрения криомассажа в процесс оздоровления детей такие:

- проведение работы с родителями по ознакомлению с особенностями проведения криомассажа, его эффективностью;

  - получение согласия родителей на внедрение криомассажа в процессе оздоровления детей;

  - внедрение методики проведения криомассажа в процессе оздоровления дошкольников;

  - соответствующие выводы об успешности криомассажа в процессе оздоровления дошкольников.

       Применение данной методики в нашем учреждении на данный момент приносит хорошие результаты  в сохранении и укреплении здоровья детей.

       В  приобщении детей к здоровому образу жизни в нашей работе важную роль играют дни здоровья, физкультурно - спортивные праздники, осуществляемое  взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей -  это различные круглые столы по вопросам оздоровления и закаливания детей, так как в наших северных условиях закаливание необходимое условие в укреплении здоровья детей. На информационных стендах для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики плоскостопия, органов зрения, осанки, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

     Конечные результаты, к которым  стремлюсь в своей работе: формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников; внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье; обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей; улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

     Итак, можно сделать вывод, что вся работа  строится  на решении задач, которые решая в комплексе дают возможность сохранить и укрепить здоровье детей, а также обеспечить организацию здоровьесберегающего пространства в  нашем ДОУ.

.  .  .