Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект ОД для детей старшей группы «Свойства воздуха»

Дата публикации: 2017-12-20 13:16:13
Статью разместил(а):
Лудина Вера Михайловна

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы

«Свойства воздуха»

Авторы: Горзина Татьяна Михайловна

и Лудина Вера Михайловна

 

Программное содержание: Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами, выделять объект и его главное назначение; знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем); развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал и оборудование: сундучок, схема «Свойство воздуха», ноутбук, воздушные шарики, халаты на детей и взрослого, полиэтиленовые пакеты, баночки с различными запахами, палка с прикрепленными с двух сторон веревками, воздушные шары, таз с водой, кораблик, пластиковая бутылка, емкости с холодной и горячей водой, стаканы с водой, коктейльные трубочки.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть  в игру, но играть со мной будет тот, кто найдет объект, который я загадаю. По форме он прямоугольный, по материалу - железный, по температуре - холодный. Дети, ориентируясь на словесные указания, находят в группе объект.

Воспитатель: Объект обнаружен, но он пуст! Что бы это могло значить? (Ответы детей). Я кажется догадываюсь, в чём здесь дело, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь 

И обратный держит путь 

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.(Воздух)

Воспитатель: Да, правильно, это воздух. А как вы думаете, для чего нам нужен воздух? (Ответы детей). Да, все люди и  животные не могут жить без воздуха. А где же он есть? (Ответы детей). Посмотрите на  схему со свойствами воздуха. Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы. Может его вообще не существует? (Ответы детей). А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Тогда я  приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Оденем халаты и пройдем в лабораторию.

Опыт 1.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (ответы детей). Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? А какой воздух по цвету? (Ответы детей). Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Вывод: воздух прозрачный,  без запаха, может занимать любую форму. Отметьте это на схеме.

Опыт 2.

Воспитатель: Воздух невидим, а может он имеет запах? Посмотрите, что вы видите в этих баночках?  Да, действительно там воздух, но не простой, а с запахами. Откройте и угадайте, какой запах распространяет воздух. (Ответы детей). Вывод:  воздух не имеет запаха, воздух распространяет и переносит другие запахи. Отметьте это на схеме.

Опыт 3.

Воспитатель: Сколько весит воздух? Попробуем взвесить воздух. (На середину палки длиной 60см прикрепляем веревочку, к обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении). Как вы думаете, что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? (Ответы детей). Почему конец палки, к которому привязан лопнувший шарик, поднялся вверх? (Ответы детей). Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? (Ответы детей). Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые. Вывод: воздух имеет вес. Отметьте это на схеме.

Опыт 4.

Воспитатель: Как же воздух передвигается? (Ответы детей). Движение воздуха – это ветер. Нам потребуется тазик с водой и кораблик. Поставим  кораблик на воду и подуйте на него. Что происходит с корабликом? (Ответы детей). Вывод: воздух может двигаться. Отметьте это на схеме.

Опыт 5.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Воспитатель демонстрирует детям опыт: воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. 

Воспитатель: Что вы видите? (Ответы детей). В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Маленьким человечкам в бутылке стало жарко, и они пытаются выбраться наружу. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите? (Ответы детей).
При охлаждении воздух сжимается и шарик сдувается.
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Отметьте это на схеме.

Опыт 6.

Воспитатель: Ребята, чем наполнены воздушные шары? (ответы детей).  Попробуйте их «утопить». Почему они не тонут? (Ответы детей). Вывод: воздух легче воды. Отметьте это на схеме.

Опыт 7.

Воздух в человеке.

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (Ответы детей). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (Ответы детей). Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (ответы детей). Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Значит, и в нас есть воздух.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Какие свойства у воздуха? Прочитаем нашу схему. Дети «читают схему».

Воспитатель: Молодцы! Вот как много нового и интересного узнали про воздух. Снимайте халаты и можете идти отдыхать.

.  .  .