Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие детского музыкального творчества

Дата публикации: 2017-12-18 11:38:22
Статью разместил(а):
Рокач Ольга Анатольевна

Развитие детского музыкального творчества

Автор: Ольга Анатольевна Рокач

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №4»

г. Болхова Орловской области

 

Трудно представить себе умственное, нравственное, эстетическое воспитание дошкольников без музыки: музыка вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, раскрывает перед ними неисчерпаемую красоту жизни, оказывает воздействие на развитие у них чувств, творческих способностей. Для детей музыка никогда не бывает чем – то изолированным, она всегда является частью их жизни. Музыка – ступенька в мир прекрасного, и очень важно через эмоциональное воздействие музыки открывать ребенку этот мир, постепенно приобщать его к духовной красоте и творческой деятельности.

Известно, что необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребенка впечатлениями, знакомство его с различными видами искусства. Рано и ярко проявляются творческие музыкальные способности. Наблюдая детей, можно убедиться, что они по собственной инициативе импровизируют простейшие попевки, танцуют, драматизируют.

Известный психолог Б.М. Теплов подчеркивал, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично и часто несет импровизационный характер. Поэтому в своей работе с детьми я делаю акцент на развитии музыкального творчества.

В чем же проявляется детское творчество?

В пении – в импровизации простейших мотивов, часто возникающих у детей непроизвольно, по собственной инициативе. Эти проявления возникают очень рано, и, основываясь на них, можно давать детям творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст, спеть несложный мотив без слов, но в определенном жанре: марш, вальс. Передать при этом в своем напеве грустное, веселое настроение. Конечно, творческие певческие действия детей бывают успешными, если у детей ведется активная слуховая подготовка. С этой целью провожу активную работу по развитию музыкального слуха. Поём песни, построенные на одном, двух и трех звуках, а так же пропеваем попевки с любого звука, отхлопываем на нотном стане ритмический рисунок песни.

Процесс сочинительства интересен для детей, тем более, что он организуется  в игровой форме: «Чья музыка лучше. Кто лучше всех придумывает. Кто интересней споет свое имя». Такие приемы активизируют дошкольников, побуждают их напряженно вслушиваться в те мелодии, которые пропевают их товарищи. Самые удачные варианты пропеваются тут же всеми детьми.

Главными внешними оценочными действиями должны быть чувства: восхищение, радость, удивление, изумление. Даже если ребенок сочиняет не совсем то, что хочет услышать педагог, важно не исправлять, а показывать – «а вот можно и так», «а это мой вариант», т.е. через одобрение перейти к показу собственного варианта. Восхищение и тактичность педагога способствуют развитию ребенка, внушают ему веру в его творческую неповторимость.

Музыкально-игровое творчество детей проявляется в создании образов различных персонажей, характер которых навеян музыкальной программой пьесы. Инсценировки песен, разумеется, определяются литературным текстом. Но здесь существует опасность появления у детей стереотипных движений. Инсценировки можно назвать творческими лишь в том случае, если дети придумывают оригинальные движения для характеристики персонажей (в соответствии с музыкой и литературным текстом песни, заданным сюжетом и программой музыки).

Во второй младшей группе в занятия включаются игры и игровые упражнения: «Кошка и котята» М. Раухверира, «Заинька» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского, «Болезнь куклы» Чайковского и др. Вначале детям предлагается словесный образ, например, зайки. (Какой он? Веселый, шаловливый, пугливый, озорной, печальный). Затем каждый изображает «своего» зайку. Позднее разыгрываются сценки, в которых дети  «переносятся» из одного времени в другое. Летом можно вспомнить, чем ребята занимаются зимой: играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговика и т.д. Вначале все эти этюды проводятся без музыки, чтобы ребенок сам нашел образное движение. Затем включается знакомая музыка («Зимнее утро», «Декабрь», «Январь» П.И. Чайковского) и дети играют, придумывают сюжет.

 В средней группе ведется более углубленная работа по восприятию музыки, расширяется круг музыкальных образов: «Колдун»       Г. Свиридова, «Плакса», «Злюка», «Ревушка» Д. Кабалевского, «Петушок», «Мотылек» С.Майкапара,  «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского,  «Обидели» А. Афонникова, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.

В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение инсценированию, начатое в средней группе. Дети уже хорошо чувствуют характер сложных образов, прекрасно действуют с воображаемыми и настоящими предметами. Самостоятельно создают свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой музыкального произведения.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в комбинировании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочетании простого и танца типа польки. Последнее обычно выполняется небольшой группой детей. В этом случае дети обсуждают, какой вариант лучше, запоминают созданную ими пляску.

Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. Вместе с тем важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения, иллюстрированным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. Эта связь осуществляется в процессе комплексных занятий.

Таким образом, музыкальное творчество связано с пением, движением, игрой на детских музыкальных инструментах. Дети напевают свои мелодии,  иногда же просто импровизируют, находя красивые сочетания мелодических ходов или ритмического рисунка. Главное поддерживать их творческие фантазии, какими бы наивными и смешными они бы не казались, ведь так легко разрушить веру ребенка в себя.

 Главная задача педагога – воспитать людей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности. Музыкальное творчество активизирует фантазию детей, побуждает их к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам способов воплощения музыкального замысла в разных формах. 

 

Литература:

1.     Вайнфельд О. А. Импровизация – это творчество. // Журнал Дошкольная педагогика, № 6, 2003.

2.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.

3.     Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4.     Веткушна Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968

5.     Волкова А. Развитие творческих музыкальных способностей. //  Журнал Дошкольное воспитание, № 4, 1986.

6.     Вопросы эстетического воспитания в детском саду.

7.     Михайлова А. Развитие музыкальных способностей детей. – М.: Академия развития, 1997.

8.     Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.

9.     Разина А. В. Воспитание красотой.

10.   Рыбкина И. Нужно ли развивать музыкальное творчество детей. //Журнал Дошкольное воспитание, № 12, 1988.

11.   Рачинская Т. Музыка в работе с детьми. // журнал Дошкольное воспитание, № 2, 1984.

12.   Разина Т. М. Русское народное творчество. – М.: изобразительное искусство, 1997.

13.   Радынова О. П. Музыкальные шедевры. // Авторская программа и методические рекомендации. – М.: 1999.

.  .  .