Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сенсорные эталоны

Дата публикации: 2017-06-10 13:03:56
Статью разместил(а):
Круглова Марина Викторовна

Сенсорные эталоны

Автор: Круглова Марина Викторовна

 

Федеральный государственный стандарт подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие ребёнка осуществляется в игре, поэтому огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Оно составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение - полноценное восприятие.

Ранний возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание мира. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение-строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Но научить ребёнка обследовать предметы и воспринимать их свойства ещё недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребёнку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает-сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качествах сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, величины-метрическая система мер, в слуховом восприятии эталоном являются звуковысотные отношения. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии-это четыре основных вкуса - солёный, сладкий, кислый, горький. В рамках сенсорного развития детей раннего возраста мы знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве (,,Украшаем бабочку”., ,,Разложи мячи в корзину”, ,,Сделаем жёлтых цыпляток.”).

Знакомство малышей с цветом мы начинаем с четырёх основных цветов-красный, жёлтый, зелёного и синего. После того как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, мы знакомим с чёрным и белым цветом.

Знакомство с формой начинаем с простых фигур-кругом и квадратом. Помогаем обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, знакомим с треугольником, прямоугольником и овалом. Параллельно даём представление об объёмных геометрических телах - шаре, кубике, кирпичике. В работе с детьми используем дидактические игры (,,Сделаем красивые бусы”, ,,Дидактический автомобиль”, ,,Дидактический домик”, ,,Дидактическая утка”, ,,Дидактический ящик”.)

Когда мы знакомим с величиной, сначала сравниваем два предмета, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляем третий объект - средний по величине. Сначала величину обозначаем словами-такой-не такой, затем большой-маленький, а в последующем используем понятия-высокий-низкий, узкий-широкий, длинный короткий. С детьми используем дидактические игры - ,,Весёлые матрёшки”, ,,Разборные матрёшки”, ,,Большие и маленькие кубики”, ,,Большие и маленькие пирамидки”, ,,Собираем пирамидку”.

Знания о цвете, форме, величине закрепляются, расширяются, углубляются, когда мы проводим с детьми такие игры - ,,Играем с пирамидками”, ,,Дидактический ящик”, ,,Большие и маленькие мячи”, ,,Сделаем красивые бусы”, ,,Дидактический паровозик”, ,,Украшение для бабочки”, ,,Дидактический автомобиль”, ,,Домик.”, ,,Катание шариков с лоточка”. Играя, дети легко и весело получают сенсорное развитие.

Главными воспитателями являются родители, поэтому мы стараемся сотрудничать с ними. На родительском собрании мы оформили выставку на тему ,,Развивающиеся игрушки”. Провели консультации ,,Сенсорное воспитание ребёнка”, рекомендацию ,,Учить цвета легко и весело.”, беседу ,,Играем дома”. С помощью родителей пополнили сенсорный уголок. На развитие тактильных ощущений сшили ,,Слоник”.

Обновили дидактические игры - ,,Укрась бабочку”, ,,Завяжи ботинок”, ,,Автомобиль (на шнуровку)”Работу по сенсорному развитию нужно продолжать, расширять и углублять. Это приводит к положительным результатам.

Слово играет большое значение в развитии сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные образы.

Особая важность сенсорного развития объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира - одна из приоритетных задач развития малыша. У ребёнка накапливаются представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные ОД по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий-накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опытов и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях - как во время обучения, так и в жизни.

.  .  .