Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия в подготовительной группе "Береги глаза и уши"

Дата публикации: 2017-12-03 15:11:13
Статью разместил(а):
Абросимова Ольга Андреевна

 Конспект образовательной деятельности

детей подготовительной группы

 «Береги глаза и уши»

Автор: Абросимова Ольга Андреевна

МБДОУ "Детский сад № 10 "Дубравушка"

г. Грязи Липецкой области

 

Цель: Дать представление о том, что глаза и уши являются главными органами чувств человека.

Задачи:  познакомить со строением глаза, уха; формировать у детей понятие, что уши и глаза у всех разные; учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков

Воспитывать сострадание к незрячим и глухим людям, желание оказывать помощь. Привести к пониманию, что зрение и слух необходимо беречь.

Материал: зеркальце на каждого ребенка, ручки с колпочками на каждого ребенка, игрушка машинка, макет «Строение глаза», д/и «Хорошо-плохо», рисунок с изображением ушей животных и человека. балалайка, звукозапись с шумом леса, реки, дороги, Плакат «Строение уха».

Словарная работа: радужная оболочка, зрачок, роговица, веко, барабанная перепонка, голосовые связки.

Предварительная работа:. рассматривание иллюстраций, д/и « Собери части», «Лото», «Собери человека», чтение художественной литературы Э. Мошковской «Уши», С. Маршак «Доктор Айболит», загадывание загадок, сюжетно ролевая игра «Поликлиника»

Методические приемы: 

1.    Игровой момент.

2.    Д/и «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с закрытыми глазами».

3.    Беседа «Как устроены наши глаза».

4.    Д/и «Хорошо- плохо».

5.    Гимнастика для глаз.

6.    Экспериментальная деятельность.

7.    Беседа о незрячих людях.

8.    Физкультминутка «Зарядка».

9.    Театральная деятельность.

10.  Опыт со звуком.

11.  Эксперимент.

12.  Рассказ воспитателя о строении уха.

13.  Ушная гимнастика.

14.  Итог занятия.

 

Ход занятия:

1. Вводная часть. 

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Входит взрослый и несет Солнышко с лучиками. Ребятишки обращают внимание и подходят к Солнышку.

- Возьмитесь за лучики и поздороваемся: 

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуйте мои друзья!

- Ребята, посмотрите, сколько разных предметов вокруг нас!

2. Основная часть.

- Что помогает нам познать весь этот мир – вы сможете ответить, если отгадаете загадку, которая расположена на этом Солнышке: 

Двое глядят,

Двое слушают,

Один вдыхает,

Один говорит.

- Правильно ребята, глаза, нос, рот, уши – наши незаменимые помощники.

Как помогают нам глаза и уши, мы сегодня с вами и поговорим.

 Практическая деятельность детей. 

Возьмем зеркала.

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

- Что вы видите в зеркальце?

- С помощью чего мы видим себя и других?

Ответы детей.

Воспитатель: Маленький цветной кружочек называется радужная оболочка. У всех она разного цвета, т.е. по радужной оболочке мы можем определять цвет глаз. У одних она коричневая и мы говорим, что человек кареглазый, у других она зеленая, у кого-то голубая. А какого цвета ваши глаза?

Ответы детей.

Воспитатель: А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. Глаза бывают разными не только по цвету, но и по настроению: грустные и веселые, испуганные и удивленные.

По глазам можно догадаться, о чем человек думает, чего он хочет.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нам нужны глаза?

Ответы детей. (Чтобы видеть).

Воспитатель: Давайте проведем небольшой эксперимент.

Дидактическая игра «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с закрытыми глазами».

1.    Предложить одному из детей закрыть глаза, дать в руки предмет и попросить рассказать о нем.

2.    Рассказать о том же предмете с открытыми глазами.

Какой рассказ получился полнее и интереснее?

Беседа «Как устроены наши глаза».

Воспитатель: Глаза- это главные помощники человека. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, с помощью глаз человек видит предметы, их цвет, размер, форму. Глаза помогают человеку передвигаться, ориентироваться в пространстве. Именно благодаря глазам мы можем увидеть и оценить все то, что нас окружает. Давайте рассмотрим как устроены наши глаза.

Давайте рассмотрим плакат «Строение глаза».

Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете.

Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется Глазное яблоко. Давайте мы аккуратно, пальчиками потрогаем его. Мы не можем потрогать его целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. А наружу выглядывает любопытный зрачок. Природа заботливо охраняет наши глаза. Как вы думаете, для чего нам нужны брови? (ресницы, веки).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови. Ветер  понесет в лицо пыль – ее задержат ресницы. А если несколько пылинок и попадут в глаза, их тот час смоет непрерывно мигающее веко. Если же в опасной близости от глаза появится какой    -нибудь предмет, веки закроются раньше, чем мы успеем подумать.  Вот видите, как сложно устроен наш глаз! А вы, ребята, как бережете свои глаза?

Ответы детей.

Воспитатель: Несмотря на то, что глаза сами себя могут защитить, с ними случаются всякие беды. Давайте рассмотрим различные ситуации и поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Игра «Хорошо-плохо».

Дети выбирают на столе картинки, прикрепляют магнитом к доске и объясняют правило.

1.    Ребенок неправильно держит острые предметы.

2.    Правильно держит острые предметы.

3.    Читает в транспорте.

4.    Читает, лежа в постели.

5.    Читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6.    Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7.    Смотрит телевизор далеко от экрана.

8.    Полезные для зрения продукты.

9.    Вредные для зрения продукты.

10.   Долго играет в компьютерные игры.     

Воспитатель: Ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, подпитывать витаминами. Надо есть морковку, чернику, шиповник. А еще, чтобы глаза хорошо видели, их надо тренировать. Давайте с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажнем немного

Точки возле наших глаз –

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше –

Убедитесь вы сейчас!

Эксперементированная деятельность.

- Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось? (Ответы детей). Это сделать легко. 

- А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание? 
Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? (Ответы детей). Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз? (Ответы детей). Задание выполнить оказалось не так уж просто.

- Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку? (Ответы детей). Два глаза.

 

Беседа о незрячих людях.

Воспитатель: Ребята, на Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Кто-нибудь встречал такого человека? Как он ориентируется в пространстве?

Ответы детей.

Такие люди передвигаются с помощью палочки – они идут и постукивают палочкой перед собой. А больших городах, есть специально обученные собаки – поводыри, которые помогают человеку передвигаться. Трудно живется слепому человеку. Ребята, если мы увидим на улице слепого человека, как сможем помочь ему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, можем помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить хлеб в магазине, лекарство в аптеке. Для таких людей открывают специальные школы, издают специальные книги.

Давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели:

1.    Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.    Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

3.    Нельзя долго играть в компьютерные игры.

4.    Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.    Нужно есть продукты с витаминами.

6.    Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

 

Физкультминутка «Зарядка». 

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Театрализованная деятельность

- Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Приглашаем Вас посмотреть сценку «Берегите зрение».

Ведущий: К окулисту пришел Крокодил. Плакал горько, совета просил.

Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи над книгой сидел,

Свет обычно включать не любил

И в темноте вечера проводил…

Видел все! А теперь не могу!

Ведущий: Врач ответил…

Врач: Но при этом с досадой сказал…

Врач: Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение –

Так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте,

Телевизор пореже включайте!

И придется очки заказать,

Чтобы снова газеты читать!

Игровой момент.

Воспитатель: Вот как мы много узнали о наших глазах. Ребята, я же совсем забыла, к нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные. Не на макушке, не с кисточками».

      Предлагается рисунок: уши слона, белки, медведя, зайца, человека.

-Кто же это такой? Как вы догадались? А вот и наш гость. Это маленький мальчик Ваня. Ванечка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Что ты ими делаешь? Для чего они тебе? Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Садись, Ванечка, поудобнее, сейчас тебе дети расскажут все про уши и зачем они тебе.

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно! Уши – чтобы слушать и слышать разговор музыку, другие звуки. В отличае от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.

 

Опыт со звуком.

  -Что  можно услышать ушами? Что такое звук? Хотите узнать ответ на этот трудный вопрос? Я постараюсь вам объяснить. Давайте проведем с вами опыт. Будьте внимательны.

   Воспитатель берет балалайку. Перебирает струны, а затем одну струну оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожащие струны.

  -Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это.

 

Эксперимент.

Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и произнесите свое имя и фамилию. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? А теперь, прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свою фамилию и имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. Послушаем, как по-разному звучит наш голос. Мы можем его поменять, сделать тихим и громким, низким и высоким. В сказке «Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте произнесем, как говорили медведи одну и ту же фразу: «Кто ел из моей чашки?» А ваши внимательные уши услышат разницу.

 

Рассказ воспитателя о строении уха.

 А теперь давайте узнаем как устроены наши уши.  Плакат «Строение уха».

Воспитатель: Ребята, а сколько у человека ушей?

Ответы детей (Два).

Воспитатель: Н самом деле у человека 6 ушей: 2 наружных, два средних и два внутренних. Давайте сначала рассмотрим ухо друг друга. Повернитесь друг к другу, посмотрите на ухо. Что видите снаружи?

Ответы детей.

Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Давайте вместе повторим. (Хоровое повторение). Что еще видите?

Ответы детей. Дырочку, наружный слуховой проход.

  Воспитатель: Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо, мы его видим. Обследуйте ухо пальчиком. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы смогли бы добраться до конца прохода?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, потому что в конце прохода есть тонкая пленочка, называется она барабанной перепонкой. Звук ударяется о барабанную перепонку и мы его слышим.

Воспитатель: А сейчас давайте проверим, как слышат ваши уши?

 

Игра »Угадай, какие звуки ты сейчас слышишь?»

Воспитатель включает в записи звуки улицы, леса, реки, луга. Дети прислушиваются и отгадывают.

Воспитатель: Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят много радости. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей мы называем глухими. Мы никогда не должны смеяться над глухими или плохо слышащими. Ведь они ужасно страдают. Давайте с вами закроем уши (дети закрывают уши ладошками). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Слух для человека-это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Отчего могут заболеть уши?

Ответы детей.

Воспитатель: Часто причиной боли в ухе бывает случайно попавшее туда инородное тело. Дети из озорства засовывают что-нибудь себе в уши. В результате простуды в ухе начинаются «стреляющие» боли. Много бывает разных причин, по которым болят уши. В любом случае, необходимо сразу обратиться к доктору. Ребята, а вы знаете, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами, поэтому хорошо делать каждый день ушную гимнастику. Давайте и мы сделаем ушную гимнастику.

Ушная гимнастика.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу,  

Подходи ко мне, дружок,

Становись со мной в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не оторвись!

А потом, а потом

Покрутили козельком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

Наступила тишина.

Воспитатель: Вот какую хорошую гимнастику для ушек мы сделали. Какие у всех они стали красные! Ребята, а вы знаете, как ухаживать за ушами?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. По утрам надо мыть уши мизинчиком внутри, мыть надо и за ушной раковиной снаружи. А чистить спичкой или ковырять карандашом или другими палочками нельзя. Никогда не засовывайте в ухо никакие предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку и не стать глухим.

3.    Итог занятия:

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу.

Нам здоровье не купить,

За ним нужно всем следить.

Лучше с ранних лет начать,

Ни минуты не терять.

Ребята, чтобы вы хотели пожелать, посоветовать друг другу и гостям?

Пожелания детей.

 

Литература:

Т.Г. Карепова 2010г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»  

Н.В. Коломеец 2011г. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»

Мартынов С.М. 1991г. «Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ. врача-педиатра: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.»

О.В. Чермашенцева 2008г. «Основы безопасного поведения дошкольников».

.  .  .