Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства
Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства
Автор: Третьякова Ирина Леонидовна
Уроки изобразительного искусства являются одним из самых эффективных средств патриотического воспитания учащихся. Патриотическое чувство не возникает само по себе, а складывается в процессе воспитания и образования. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского заложено не только эмоционально-образное развитие ребенка, но и формирование чувств, в которых можно раскрыть идеи патриотического воспитания. Все темы уроков на протяжении всего времени изучения данного предмета как в начальной, так и основной школе пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры», открывают учащимся многообразие культур разных народов, культуру России как часть целостного мира.
Патриотическое чувство проходит через понимание истории и культуры своего народа. Соприкасаясь с корнями национального искусства через древнерусское зодчество, предметную среду, сложившиеся традиции, художественный облик человека, учащиеся прикасаются к основам духовного, нравственного, патриотического освоения исторического прошлого своего народа, проникаясь чувством любви к нему.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства, расширяют представление об окружающем мире, раскрывают красоту родного края, через яркие образы вводят в мир, заставляя вглядываться в лица – портреты выдающихся людей.
Идеи патриотического воспитания можно реализовать через такие темы, как русская природа, внимание к человеку, историческое наследие нашего народа, тематических и исторических картин и образов людей нашей Родины. Так, например, в начальной школе темы уроков патриотического воспитания в сочетании с практической работой над образами русских богатырей, образами русской природы раскрывают учащимся красоту русской культуры.
Решая в изобразительном искусстве такие темы, как «Русская деревянная архитектура», «Города Русской земли», «Пейзаж родной земли», «Красота человека» (4 класс), изображая в живописи, графике, декоративном искусстве, учащиеся через восприятие искусства и свои творческие работы погружаются в историческое прошлое своей родины, воспитывается бережное отношение к памятникам старины.
Сохранение культуры своего края, этнокультурное воспитание, которое является частью патриотического воспитания, находит свое место в возрождении традиции культуры русского искусства и связано с практическими заданиями на такие темы, как «Образ русской красавицы», «Интерьер и убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гуляния», «Русские традиции в прикладном искусстве» и др. (5 класс).
Среди тем уроков с патриотической направленностью в основной школе можно выделить такие, как «Историческая тема в живописи», «Пейзаж в русской живописи», «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве», «Портреты героев», «Плакат».
Слияние воспитательных, образовательных и художественно-творческих задач имеют огромное значение в патриотическом воспитании школьников.