Игровые технологии для детей с ОВЗ
Использование инновационных конструктивно-игровых технологий, коррекционно-развивающих компьютерных программ и применение песочной терапии в логопедической работе с детьми ОВЗ
Автор: Зеленина Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБОУ "СОШ № 5", г. Пыть-Ях
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС НОО основной задачей становится решение проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличии от игр «педагогическая игра» обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;
- Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
- Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
- Игровой материал подбирается с постепенным усложнением;
- Пособия и игровые материалы должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.
Развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связанно с речью. При наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо оказать своевременную помощь.
Но как сделать так, что бы ребёнку было интересно, занимательно?! В настоящее время в продаже имеется большое количество игровых пособий для автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Казалось бы, этап автоматизации поставленных звуков должен проходить быстро и незаметно. Но зачастую дети испытывают на этом этапе трудности, в силу особенностей развития или возраста. Очень трудно добиться многократного повторения одного и того же звука и удержать ребёнка на одном месте. Что бы решить эту задачу, приходится придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать ребёнка игровыми приёмами, моментами, сюжетами.
Свою работу я строю таким образом, что бы у детей повышалась познавательная мотивация.
В работе учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение конструктивно-игровых технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, а также применение коррекционно-развивающих компьютерных программ, в частности, «Мерсибо», являются эффективными в логопедической работе.
При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).
Применяя различные конструктивно-игровые технологии с детьми ОВЗ, отметила, что использование конструктора и применение на логопедических занятиях коррекционно-развивающей программы «Мерсибо», открывает широкие возможности для коррекции звуков и творческих способностей воспитанников, формирует результативность логопедического процесса. У детей возросло внимание к собственной речи, сформировались навыки речевого контроля, как за собственной речью, так и речью других детей. Работа с игрой повысила качество коррекционной работы, сформировала положительную мотивацию ребенка на занятии. Дети стали более усидчивы, внимательны и точны.
Также в своей работе активно использую и применяю метод «Песочной терапии».
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Моё профессиональное видение этой проблемы как логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play).
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания школьников с речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.
Таким образом, результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий в процессе обучения у детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ, 2012
2. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
3. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности школьника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.
4. Земляченко М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/ (дата обращения: 04.04.2018).
5. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.: Парадигма, 2012.
6. Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2006. 352 с.
7. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
8. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет).- Спб.: КАРО, 2013.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с
10. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- М.: Теревинф, 2007.