Реализация современных приемов рефлексии на занятиях по химии
Реализация современных приемов рефлексии на занятиях по химии
Автор: Васильева Валентина Гавриловна
СПбГБПОУ «Техникум «Приморский», Санкт- Петербург
Аннотация: Стандарты современного образования предъявляют новые требования к преподаванию. В условиях интеграции образовательных систем всё большую актуальность приобретает реализация инновационных педагогических технологий, в учебном процессе. Поэтому поиск новых приемов обучения, позволяющих повышать познавательный интерес к изучаемой дисциплине и качество знаний обучающихся, является обязательным процессом в деятельности педагога.
Ключевые слова: синквейн, педагогические технологии, методический приём, рефлексия, резюмирование.
В настоящее время одной из задач образования является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности и ее результатов, что следует из целей образовательной концепции, где предусматривается развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию [1].
Стандарты современного образования предъявляют новые требования к преподаванию. Поэтому поиск новых приемов обучения, позволяющих повышать мотивацию обучающихся к изучаемой дисциплине и их качество знаний, является обязательным процессом в профессиональной деятельности педагога. Для успешного обучения необходимо постоянное совершенствование современного занятия. Разнообразие приёмов помогают оказывать наибольшее влияние не только на повышение познавательного интереса обучающегося, но и на активизацию его мыслительной деятельности, и на всестороннее развитие личности.
В соответствии с требованиями ФГОС обязательным этапом в структуре занятия является рефлексия [1]. Слово рефлексия происходит от латинского reflexior – обращение назад. [5]. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. При реализации современного занятия используются педагогические технологии, ориентированные на целеполагание, мотивацию, организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, а также рефлексию и оценку собственного результата. Использование на занятиях химии, обязательного этапа – рефлексии, приводит к тому, что она становится для обучающегося, как один из источников мотивации к изучению, развитию и активизации его мыслительной деятельности, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности и ее результатов, а также формированию самоменджмента. Поэтому в данной работе изложен анализ опыта реализации одного из приемов рефлексии на занятиях химии такого, как – синквейн.
Синквейн – это методический приём рефлексии, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Цель этого метода – резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному материалу.
Синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой. Текст основывается на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах –это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. По качеству составленного синквейна можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.
На занятиях по химии на этапе рефлексии активно используется этот современный прием – синквейн, который позволяет синтезировать информацию, выявить уровень усвоения изученного материала и активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Рефлексия деятельности обучающихся проводится в конце занятия.
При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся. Рефлексия, организованная с использованием такого приема, как синквейн, помогает быстро организовать завершающую работу с обучающимися, и увидеть результаты, что было понято, а над чем еще необходимо поработать.
Один из примеров синквейна по теме «Одноатомные предельные спирты»:
Существительное или местоимение (одно слово) – этанол
Прилагательные или причастия (два слова) – жидкий, горький
Глагол или деепричастия (три слова) – растворяется, взаимодействует, дезинфицирует
Личное отношение автора (четыре слова) – органическое вещество содержащие функциональную группу – ОН.
Резюме (одно слово, возможно слово сочетание) – спирт.
Как видно из приведенного примера, для составления синквейна требуются определенные знания, полученные на занятии по данной теме: строение, номенклатура, физические и химические свойства, и их описания. Во время составления синквейна активизируется мыслительная деятельность обучающихся. Для обучающихся это увлекательный процесс творчества.
Данный прием рефлексии требует от преподавателя частое его использование, чтобы обучающиеся могли привыкнуть к такой работе и получить опыт. Этот прием позволяет качественно организовать сложную и плодотворную работу на этапе рефлексии на занятиях по химии, как для преподавателя, так и для обучающихся.
Заключение.
Таким образом, синквейн - один из современных приемов организации рефлексии по химии, который позволяет повышать интерес обучающихся к изучаемому материалу, развивать их образное мышление, воображение и творческие способности, совершенствовать коммуникативные навыки и умения, выражать свои мысли, вырабатывать способность к анализу и синтезу, расширять словарный запас.
Такая форма использования этого приёма скрывает ёмкий, многосторонний инструмент для рефлексии обучающихся, уменьшает время для выявления слабых мест при изучении материала на занятиях по химии.
Литература:
Катайтанова О. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?