Программа кружка "Научная лаборатория"
Программа кружка "Научная лаборатория"
Автор: Субботина Наталия Александровна
МБОУ "Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области"
Актуальность кружка.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Необходимо учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Основу содержания курса составляют темы, которые обучают детей специальным знаниям и развивают у них навыки исследовательского поиска, познавательные способности, расширяют кругозор.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, станут основой для реализации проектно-исследовательской работы в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна курса заключается в разработке системы занятий; включение тем, способствующих развитию исследовательских умений школьников.
Кружок способствует решению следующих проблем:
- развитие умений и навыков исследовательского поиска;
- развитие коммуникативной компетентностей учащихся.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи кружка:
– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
– развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
Продолжительность: 1 год.
Режим проведения занятий: традиционный ( 1 раз в неделю в течение 40 минут).
Формы проведения занятий: традиционно-урочная.
Возраст участников: учащиеся 2 -3 классов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Календарно-тематическое планирование:
№ занятия |
Тема занятия |
Дата |
|
Работа с лупой |
|
1 |
Работа с инструментами лаборатории. Техника безопасности при проведении лабораторных работ. Работа с лупой. |
|
2 |
Работа с лупой. Делаем лупу в домашних условиях. |
|
3 |
Работа с лупой. Почему бывает листопад? |
|
4 |
Работа с лупой. Годичные кольца деревьев. |
|
5 |
Работа с лупой. Лишайники |
|
|
Придумано природой |
|
6-7 |
Первые опыты с магнитом. Мой магнит меня манит. |
|
8 |
Первые опыты с магнитом. Делаем компас. |
|
9 |
Сила поверхностного натяжения воды. |
|
10 |
Секреты мыльных пузырей. |
|
11 |
Тайная переписка или знакомство с невидимыми чернилами. |
|
12 |
Секреты здорового питания. |
|
13 |
Где прячется крахмал? |
|
14 |
Выращивание кристаллов соли в домашних условиях. |
|
15 |
Выращивание кристаллов соли в домашних условиях. |
|
16 |
Чудеса статического электричества. |
|
17 |
Чудеса статического электричества. |
|
18 |
Обобщающее занятие по теме «Придумано природой» |
|
|
Работа с цифровым микроскопом |
|
19 |
Цифровой микроскоп. Основы работы с цифровым микроскопом. Оформление альбома «Мой микромир». |
|
20 |
Работа с цифровым микроскопом. Виды жилкования листьев» |
|
21 |
Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание плесени под микроскопом. |
|
22 |
Работа с цифровым микроскопом. Бумажные тайны или из чего осы строят свои гнезда. |
|
23 |
Работа с цифровым микроскопом. Почему карандаш пишет? |
|
24 |
Работа с цифровым микроскопом. Кто над нами вверх ногами? |
|
25 |
Работа с цифровым микроскопом. Сколько глаз у стрекозы? Что увидели на крыльях стрекозы авиаконструкторы? |
|
26 |
Работа с цифровым микроскопом. Сколько лет рыбе? Посмотри на чешую. |
|
27 |
Работа с цифровым микроскопом. В гостях у Чиполлино. |
|
28 |
Работа с цифровым микроскопом. Участие в международном проекте ГлобалЛаб «Фильтруем воду». |
|
29. |
Презентация альбома «Мой микромир». |
|
|
Работа с цифровой лабораторией ЛабДиск Гломир |
|
30 |
Цифровая лаборатория. Основы работы с цифровой лабораторией. |
|
31 |
Практическая работа «Измеряем свой пульс». |
|
32 |
Практическая работа «От грохота до шепота». Участие в международном проекте ГлобалЛаб |
|
33-34 |
Конференция |
|
Библиографический список:
- Исследовательская работа школьников. - Минск: ИООО Красикс - Принт, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э. Симановский - Ярославль: Гринго, 1996.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [Текст] / Г.А.Русских. - М.:Ладога-100, 2002.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления учащихся [Текст] / Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов - Ярославль, 1993.