Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одарёнными детьми
Автор: Мигунова Людмила Николаевна
Основные парадигмы работы с одарёнными детьми.
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель : создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Задачи:
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Базовые идеи:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся помощи, наставничества.
Технологическая карта работы с одаренными детьми
Виды работ |
Работа на уроке |
Внеурочная деятельность |
Работа с родителями |
Когда? |
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. |
На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «Научата». |
Через индивидуальные беседы, родительские гостиные и родительские собрания. |
Зачем? |
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. |
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. |
Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? |
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. |
Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. |
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? |
Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. |
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях. |
Основные формы работы с одаренными учащимися:
· создание карты индивидуального маршрута каждого ученика;
· факультативы;
· занятия исследовательской и проектной деятельностью;
· НОУ научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах;
· конкурсы;
· кружки по интересам;
· работа по индивидуальным планам.
· конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
· индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
· исследовательская деятельность учащихся в рамках школьного научного общества «Научата».